МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 113
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДЕНО
на Педагогическом совете
Протокол № 1 от 29.08.2024
Приказ директора
МАОУ СОШ № 113
№ 183/2-од от 30.08.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Информатика и ИКТ»
(базовый уровень)
для обучающихся 5-6 классов
Екатеринбург 2024
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» в 5–6 классах на базовом уровне; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса; даёт распределение учебных часов
по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики
учебного материала для второго года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских
проверочных работ, государственной итоговой аттестации).
Изучение информатики в 5–6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, обеспечивая:
– формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
– формирование понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и ИТ в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
– обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как
необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги для достижения результата и т. д.;
– формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных
цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности
обучающегося;
– воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом
правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению
образования в области информационных технологий и созидательной деятельности
с применением средств информационных технологий.
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании интегрирует в себе:
цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах обучения, как в
рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной деятельности при освоении всех без исключения учебных предметов;
теоретические основы компьютерных наук, включая основы теоретической информатики и практического программирования, изложение которых осуществляется в соответствии с принципом дидактической спирали: вначале (в младших классах) осуществляется общее знакомство обучающихся с предметом изучения, предполагающее учёт
имеющегося у них опыта; затем последующее развитие и обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
информационные технологии как необходимый инструмент практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной
цивилизации.
Основные задачи учебного предмета «Информатика» — сформировать у обучающихся:
3
понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества;
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической
деятельности, для их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач;
базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом
моделировании; знание основных алгоритмических структур и умение применять
эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;
умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ
(приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности;
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх
тематических разделов:
1. цифровая грамотность;
2. теоретические основы информатики;
3. алгоритмы и программирование;
4. информационные технологии.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Обязательная часть учебного плана примерной основной образовательной программы основного общего образования не предусматривает обязательное изучение курса информатики в 5–6 классах. Время на данный курс образовательная организация может выделить за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Программа по информатике для 5–6 классов составлена из расчёта общей учебной
нагрузки 68 часов за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1 час в неделю в 6 классе. Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями информатики
происходит на уровне начального общего образования в рамках логико-алгоритмической
линии курса математики; в результате изучения всех без исключения предметов на уровне
начального общего образования начинается формирование компетентности учащихся в
сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), необходимой им для дальнейшего обучения.
Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ,
уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Изучение информатики в 5–6 классах поддерживает непрерывность подготовки школьников в этой области и обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу для изучения курса информатики основной школы в 7–9 классах.
4
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
Цифровая грамотность
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения. Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные
компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода.
Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и
завершение работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога).
Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб- странице. Поисковые системы. Поиск информации по выбранным ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета. Правила безопасного
поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, 5 аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация).
Пароли для аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг.
Теоретические основы информатики
Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль
зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение. Действия с информацией. Кодирование информации. Данные — записанная (зафиксированная) информация,
которая может быть обработана автоматизированной системой. Искусственный интеллект
и его роль в жизни человека.
Алгоритмизация и основы программирования
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические
алгоритмы. Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или
текстового программирования.
Информационные технологии
Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических
примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот,
отражение. Текстовый редактор. Правила набора текста. Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства символов.
Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание.
Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами.
6 КЛАСС
Цифровая грамотность
Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу
(папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и каталогами
средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Поиск файлов средствами операционной сис5
темы. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты
от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем. Теоретические основы информатики
Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных). Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной
длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества информации — двоичный
разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм).
Алгоритмизация и основы программирования
Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например, исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные. Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами.
Информационные технологии
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в
документы. Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков.
Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы. Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки.
6
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Изучение информатики в 5–6 классах направлено на достижение обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию;
понимание значения информатики как науки в жизни современного общества;
заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том
числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных
задач, создании учебных проектов;
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;
стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:
наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию; любознательность; стремление к
самообразованию;
овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Формирование культуры здоровья:
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения
требований безопасной эксплуатации средств ИКТ;
соблюдение временных норм работы с компьютером. Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными техно7
логиями, основанных на достижениях науки информатики и научно-техническогопрогресса.
Экологическое воспитание:
наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и
их комбинациями;
оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные и коммуникативные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
8
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории
и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия
с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе изучения курса информатики базового уровня в 5 классе обучающимися будут достигнуты следующие предметные результаты:
соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими
элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного поведения в Интернете;
называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств,
объяснять их назначение;
9
понимать содержание понятий «программное обеспечение», «операционная система»,
«файл»;
искать информацию в Интернете (в том числе по выбранным ключевым словам, по
изображению); критически относиться к найденной информации, осознавая опасность
для личности и общества распространения вредоносной информации;
запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;
пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа управления исполнителем», «искусственный интеллект»;
составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или текстового
программирования с использованием последовательного выполнения операций и циклов;
создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать
правила набора текстов; использовать автоматическую проверку правописания; устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать документы
с помощью изображений;
создавать и редактировать растровые изображения;
использовать инструменты графического редактора для выполнения операций с фрагментами изображения;
создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую информацию
В процессе изучения курса информатики базового уровня в 6 классе обучающимися будут достигнуты следующие предметные результаты:
– ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать полное
имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке (каталогу);
работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать и удалять
файлы и папки (каталоги), выполнять поиск файлов;
защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного программного обеспечения с использованием встроенных в операционную систему или
распространяемых отдельно средств защиты;
пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»;
иметь представление об основных единицах измерения информационного объёма
данных;
сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов; разбивать задачи на подзадачи;
составлять программы для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием циклов и вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами;
объяснять различие между растровой и векторной графикой;
создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрации создаваемых документов;
создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки, таблицы;
создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с элементами анимации.
1
0
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Раздел 1. Цифровая грамотность
Компьютер – универсальное вычислительное
1.1
устройство, работающее по программе
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
https://bosova.ru
https://uchi.ru/
2
1.2
Программы для компьютеров Файлы и папки
3
3
https://bosova.ru
1.3
Сеть Интернет. Правила безопасного поведения в
Интернете
2
1
https://bosova.ru
https://digitallikbez.datalesson.ru/
Итого по разделу
Раздел 2. Теоретические основы информатики
2.1
Информация в жизни человека
Итого по разделу
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования
3.1
Алгоритмы и исполнители
3.2
Работа в среде программирования
Итого по разделу
Раздел 4. Информационные технологии
4.1
Графический редактор
7
3
https://bosova.ru
3
2
8
1
1
https://bosova.ru
3
https://bosova.ru
3
https://bosova.ru
4
https://bosova.ru
1
https://bosova.ru
10
3
4.2
Текстовый редактор
7
4.3
Компьютерная презентация
4
2
11
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Всего
Итого по разделу
14
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
Контрольные
работы
Практические
работы
3
16
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Раздел 1. Цифровая грамотность
1.1
Компьютер
1
1.2
Файловая система
2
1.3
Защита от вредоносных программ
1
Итого по разделу
Раздел 2. Теоретические основы информатики
2.1
Информация и информационные процессы
https://bosova.ru
https://uchi.ru/
2
https://bosova.ru
https://bosova.ru
4
2
2.2
Двоичный код
2
2.3
Единицы измерения информации
3
2.4
Объекты и системы
3
2.5
Информационное моделирование
6
1
https://bosova.ru
1
3
1
6
12
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Итого по разделу
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования
3.1
Основные алгоритмические конструкции
3.2
Вспомогательные алгоритмы
Итого по разделу
Раздел 4. Информационные технологии
4.1
Векторная графика
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
16
3
2
https://bosova.ru
2
2
https://bosova.ru
2
2
https://bosova.ru
3
https://bosova.ru
1
2
https://bosova.ru
3
23
5
4.2
Текстовый процессор
4
4.3
Создание интерактивных компьютерных презентаций
3
Итого по разделу
9
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
13
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КЛАСС
5
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тема урока
Техника безопасности и гигиена при работе с компьютерами. Информация вокруг
нас.
Компьютер – универсальная машина для
работы с информацией
Ввод информации в память компьютера.
Клавиатура. Практическая работа №1
«Вспоминаем клавиатуру»
Управление компьютером.
Программы для компьютера. Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы
управления компьютером»
Хранение информации. Файлы. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем
файлы»
Передача информации. Сеть Интернет.
Практическая работа №4 «Ищем информацию в сети Интернет»
Всего
Количество часов
Дата изучения
Контрольные
работы
План
Практические
работы
Факт
Электронные цифровые образовательные ресурсы
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
1
1
1
1
7.
Безопасное поведение в сети Интернет.
Интернет-травля.
1
8.
Способы
восприятия
информации человеком. В мире кодов. Способы
кодирования информации
1
1
1
1
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
https://digital-likbez.datalesson.ru/
Видео «Использование достоверных
источников», «Работай с информацией
эффективно»
https://digital-likbez.datalesson.ru/
Видео «Общайся в соцсетях и мессенджерах безопасно»
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
14
№
п/п
Тема урока
Всего
Количество часов
Дата изучения
Контрольные
работы
План
Практические
работы
Метод координат.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Искусственный интеллект и его роль в
жизни человека. Проверочная работа №1
«Компьютер. Информация»
Коррекция знаний. Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.
Основные объекты текстового документа.
Ввод текста. Практическая работа №5
«Вводим текст»
Редактирование текста. Практическая
работа №6 «Редактируем текст»
Текстовый фрагмент и операции с ним.
Практическая работа №7 «Работаем с
фрагментами текста»
Форматирование текста. Практическая
работа №8 «Форматируем текст» (1, 2)
Разнообразие наглядных форм представления информации. Практическая работа
№8 «Форматируем текст» (3)
Компьютерная графика. Растровый графический редактор. Практическая работа №9
«Изучаем инструменты графиче-
Факт
Электронные цифровые образовательные ресурсы
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
1
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
1
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
1
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
1
0,5
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
1
0,5
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
1
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
15
№
п/п
18.
19.
20.
21.
22.
Тема урока
ского редактора»
Преобразование графических изображений. Практическая работа №10 «Работаем с графическими фрагментами»
Практическая контрольная работа
«Создание текстовых документов»
Планируем работу в графическом редакторе. Практическая работа №11 «Планируем работу в графическом редакторе»
Разнообразие задач обработки информации. Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа
№12 «Выполняем вычисления с помощью
программы Калькулятор»
Контрольная работа №1 «Обработка
информации средствами текстового и
графического редакторов»
Всего
Количество часов
Дата изучения
Контрольные
работы
План
1
1
1
1
1
1
1
Факт
Электронные цифровые образовательные ресурсы
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
1
1
1
Практические
работы
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
https://xn--h1adlhdnlo2c.xn-p1ai/lessons/ai-in-education#video
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
23.
Коррекция знаний. Алгоритмы вокруг нас.
Исполнители алгоритмов.
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
24.
Преобразование информации путём рассуждений. Черные ящики.
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
25.
Разработка плана действий. Исполнитель
Водолей.
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
16
№
п/п
Тема урока
Всего
26.
Линейные алгоритмы. Практическая работа № 13 «Знакомство со средой программирования КуМир и исполнителем
Чертёжник»
27.
Линейные алгоритмы. Практическая работа № 14 «Реализация линейных алгоритмов в среде программирования КуМир»
28.
Циклические алгоритмы. Практическая
работа №15 «Реализация циклических алгоритмов в среде программирования КуМир»
29.
Циклические алгоритмы для исполнителя
Чертёжник. Практическая работа №15
«Реализация циклических алгоритмов в
среде программирования КуМир»
1
30.
Составление плана
проект «Переправа»
1
31.
Контрольная работа №2 «Алгоритмы и
программирование»
32.
Коррекция знаний. Компьютерные презентации. Планирование работы. Практическая работа №16 «Создаём анимацию»
действий.
Мини-
Количество часов
Дата изучения
Контрольные
работы
План
1
1
1
1
1
1
1
Практические
работы
0,5
0,5
Факт
Электронные цифровые образовательные ресурсы
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
1
0,5
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
17
№
п/п
33.
34.
Тема урока
Правила размещения объектов на слайдах.
Практическая работа №16 «Создаём
анимацию»»
Обобщение и систематизация изученного
материала за курс 5 класса
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Всего
Количество часов
Дата изучения
Контрольные
работы
План
1
Практические
работы
0,5
Факт
Электронные цифровые образовательные ресурсы
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
1
34
3
16
18
6 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Всего
Количество часов
Дата изучения
Контрольные
работы
План
Практические
работы
Факт
Электронные цифровые образовательные ресурсы
1.
Техника безопасности и правила работы
на компьютере. Объекты окружающего
мира
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
2.
Разнообразие компьютеров
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
3.
Объекты операционной системы. Практическая работа № 1 «Работаем с основными
объектами операционной системы»
1
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
4.
Файлы и папки. Практическая работа
№2 «Работаем с объектами файловой системы»
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
5.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов.
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
6.
Двоичный код. Представление текстов в
двоичном коде.
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
7.
Измерение информации.
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
8.
Информационный объём данных. Единицы измерения информации.
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
1
19
№
п/п
Тема урока
9.
Информационный объём данных. Характерные размеры файлов различных типов
10.
Информационные процессы. Практическая работа №3 «Преобразование информации, представленной в форме таблиц и диаграмм, в текст».
11.
Обобщение и систематизация изученного
материала по теме «Теоретические основы
информатики». Контрольная работа №1
12.
13.
14.
Коррекция знаний. Отношения объектов и
их множеств. Практическая работа №4
«Повторяем возможности графического
редактора»
Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №5 «Повторяем возможности текстового процессора»
Системы объектов. Практическая работа
№6 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»
Всего
Количество часов
Дата изучения
Контрольные
работы
План
Практические
работы
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
1
1
1
1
1
1
Факт
Электронные цифровые образовательные ресурсы
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
1
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
15.
Как мы познаём окружающий мир. Практическая работа №7 «Создаём компьютерные документы»
1
1
16.
Понятие как форма мышления. Практическая работа №8 «Конструируем и иссле-
1
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
20
№
п/п
Тема урока
Всего
Количество часов
Дата изучения
Контрольные
работы
План
Практические
работы
дуем графические объекты»
17.
Информационное моделирование. Практическая работа №9 «Создаём графические модели»
18.
Знаковые информационные модели. Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»
19.
Табличные информационные модели.
Практическая работа №11
«Создаём
табличные модели»
20.
Графики, диаграммы, схемы. Практическая работа №12 «Создаём информационные модели — диаграммы и графики»
21.
Контрольная работа №2 «Информационное моделирование». Основные алгоритмические конструкции.
22.
Коррекция знаний. Среда текстового программирования КуМир. Практическая работа №13 «Разработка программ в среде
КуМир для исполнителя Чертёжник»
23.
Циклические алгоритмы. Практическая
работа №14 «Разработка программ для
управления исполнителем в среде КуМир
Факт
Электронные цифровые образовательные ресурсы
rmatika/3/eor6.php
1
1
1
1
1
1
1
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
1
1
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
21
№
п/п
Тема урока
Всего
Количество часов
Дата изучения
Контрольные
работы
План
Практические
работы
Факт
Электронные цифровые образовательные ресурсы
с использованием циклов»
24.
Вспомогательные алгоритмы. Практическая работа №15 «Разработка программ
для управления исполнителем в среде
КуМир с использованием вспомогательных алгоритмов»
25.
Использование вспомогательных алгоритмов Практическая работа №16 «Разработка программ для управления исполнителем в среде КуМир с использованием
вспомогательных алгоритмов с параметрами»
26.
Векторная графика. Практическая работа
№17 «Создание векторных рисунков
встроенными средствами текстового
процессора»
27.
Добавление векторных рисунков в документы. Практическая работа №18 «Разработка простого изображения с помощью
инструментов векторного графического
редактора»
28.
Текстовый процессор. Структурирование
информации с помощью списков.
Практическая работа №19 «Создание
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
1
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
1
1
1
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
1
1
1
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
22
№
п/п
29.
Тема урока
небольших текстовых документов со списками»
Добавление таблиц в текстовые документы. Практическая работа №20 «Создание
небольших текстовых документов с таблицами»
Всего
30.
31.
Интерактивные компьютерные презентации. Практическая работа №22 «Создание презентации на основе готовых шаблонов»
1
32.
Контрольная работа №3 «Информационные технологии»
1
33.
34.
Обобщение и систематизация изученного
материала за курс 6 класса
Дата изучения
Контрольные
работы
План
1
Создание текстового документа. Практическая работа №21 «Создание одностраничного документа, содержащего списки,
таблицы, иллюстрации»
Презентации с гиперссылками. Практическая работа №23 «Создаём презентацию
с гиперссылками»
Количество часов
Практические
работы
1
1
1
1
1
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
1
34
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
https://bosova.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
1
1
Факт
Электронные цифровые образовательные ресурсы
3
23
23
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Информатика,5 класс, учебник / Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
Информатика, 6 класс, учебник / Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
Информатика. 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. / Босова Л.Л., Босова А.Ю.,
Издательство: Просвещение
Информатика. 6 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. / Босова Л.Л., Босова
А.Ю., Издательство: Просвещение
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Информатика, 5 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Информатика, 6 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Информатика. 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. / Босова Л.Л., Босова А.Ю.,
«Издательство: Просвещение»
Информатика. 6 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. / Босова Л.Л., Босова А.Ю.,
«Издательство: Просвещение»
Сборник самостоятельных и контрольных работ для 5 класса входит в состав УМК по
информатике Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой для основной школы (5-6 классы, базовый уровень), Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний
Сборник самостоятельных и контрольных работ для 6 класса входит в состав УМК по
информатике Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой для основной школы (5-6 классы, базовый
уровень), Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний
Информатика. 5-6 классы. Базовый уровень: методическое пособие, Босова Л. Л. / Босова А. Ю. Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.
2.
3.
4.
Авторская мастерская «Информатика Босова Л. Л.» https://bosova.ru/
РЭШ https://resh.edu.ru
Образовательный портал Учи.ру https://uchi.ru/
Онлайн школа Инфоурок https://school.infourok.ru/videouroki?predmet=informatika
23