Содержание Раздел 1. Паспорт программы развития ......................................................................................3 Раздел 2. Анализ сферы реализации программы развития в период с 2020 по 2022 годы ....6 Раздел 3. Сущность и окружение программы развития ......................................................... 134 Подраздел 1. Проблема ...............................................................................................................13 Подраздел 2. Цель программы развития ................................................................................. 145 Подраздел 3. Задачи программы развития ................................................................................16 Раздел 4. Технология реализации программы развития. Характеристика выбранного способа Раздел 5. Показатели эффективности программы развития ....................................................24 Раздел 6. Источники и план финансирования программы развития ......................................28 2 21 Раздел 1. Паспорт программы развития Основания для разработки и внесения изменений (правовые акты и иные документы) 1. Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 29.12.2012№273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации»; 4. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; 5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; 6. Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12. 2018 года №16; 7. Постановление Правительства (ред.от 27.02.2023)«Об утверждении Российской Федерации государственной от программы 26.12.2017 Российской № 1642 Федерации «Развитие образования» (сроки реализации 2018-2025); 8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении «Основ государственной молодежной политики до 2025 года»; 9. Приказ Минобрнауки № 882, Министерства просвещения Российской Федерации № 391 от 05.08.2020 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»; 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»; 11. Постановление Правительства Свердловской области от 18.09.2019 № 588-ПП «Об утверждении стратегии развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 12. Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 № 920-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года»; 13. Решение Екатеринбургской городской Думы от 25.05.2018 г. № 12/81 «О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 года № 40/6 3 «О Стратегическом плане Екатеринбурга»; 14. Постановление Администрации г. Екатеринбурга № 375 от 27.02.2019 «О разработке стратегий социально-экономического развития административно-территориальных единиц муниципального образования «город Екатеринбург» и актуализации стратегических проектов (подпроектов) Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года»; 15. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 07.06.2022 № 1523 «Об утверждении Стратегического проекта «Екатеринбургское образование – пять звезд»; 16. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 28.10.2022№ 3360 «Об утверждении Муниципальной программы «Развитие системы образования и создание условий для организации отдыха и оздоровления детей в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2023 – 2027 годы»; 17. Распоряжение Администрации города Екатеринбурга от 28.11.2022 №2659/46/36 «Об организации муниципальной системы оценки качества образования в муниципальном образовании «город Екатеринбург». Ответственные за разработку и реализацию программы развития Администрация школы: Лучанкина А.С., директор МАОУ СОШ № 113 Данилова Т.Г., заместитель директора по учебной деятельности Таран О.В., заместитель директора по учебной деятельности Попов Н.С., заместитель директора по научно-методической работе Попова Ю.В., заместитель директора по воспитательной работе Педагогический коллектив МАОУ СОШ № 113 Родители (законные представители) обучающихся Социальные и сетевые партнеры: Уральский Государственный Педагогический Университет, «Психолого-педагогический класс» - 11 человек; Российский Государственный Профессионально-Педагогический Университет, «Психолого-педагогический класс» - 24 человека; Туристико-патриотический клуб «Застава»; Центр социально-психологической помощи детям и молодежи «Форпост»; МБУ Екатеринбургский центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог»; Федерация шахмат Екатеринбурга. Источники финансирования реализации программы развития 4 Источники финансирования Сумма, тыс. рублей Бюджетные средства, в том числе 2490,00 федеральный бюджет 620,00 региональный бюджет 00,00 муниципальный бюджет 590,00 Внебюджетные средства 976,50 Итого 2186,5 5 Раздел 2. Анализ сферы реализации программы развития в период с 2020 по 2023 год Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 113 (далее – МАОУ СОШ № 113) была открыта 13 марта 1958 года. Сегодня школа расположена в динамично застраивающемся микрорайоне Уралмаша. В настоящее время облик района значительно изменяется: напротив школы вырастают современные жилые комплексы, строятся торговые комплексы, отремонтирована и значительно расширена проезжая часть ул. Бакинских комиссаров, в непосредственной близости от которой находится здание школы. Вместе с тем сохранены лесные зоны, которые традиционно используются школой для организации спортивно-оздоровительной работы, походов, туристических прогулок. Отремонтированы и доступны для использования в образовательном процессе сооружения СК «Уралмаш» (манеж). МАОУ СОШ № 113 - конкурентоспособное учебное заведение Орджоникидзевского района, ежегодно успешно проводит набор обучающихся в первый класс. В связи с повышенной застройкой микрорайона, в образовательном учреждении складывается дефицит мест. Проектная мощность здания составляет 400 обучающихся в одну смену, обучение в школе проводится в 2 смены, количество обучающихся на 1 сентября 2023 года 1153. В школе осуществляется обучение по основной общеобразовательной программе. Но, в связи с увеличением количества детей с ОВЗ (за три года с 3 до 9 человек) и разнообразием нозологий, с которыми дети поступают в школу, растет количество адаптированных программ (за три года с 1 до 4). Растет и число детей-инвалидов (с 3 до 7 человек). Кроме того, в школу приходят дети, не говорящие на русском языке. В связи с этим возникает необходимость в специальной профессиональной подготовки учителей и последовательной реализации дифференцированного и индивидуального подхода к преподаванию для реализации потребностей всех участников образовательных отношений. Анализируя качество образования обучающихся, можно констатировать, что за последние три года оно ежегодно снижается на всех уровнях (рисунок 1). Так, на уровне начального общего образования качество сохраняется на высоком уровне, но в последние годы наблюдается снижение с 74,78% в 2021 году до 67,61% в 2023 году, на уровне основного общего образования с 53,14% до 41,92%, на уровне среднего общего образования с 53,13% до 37,18%. Причины следующие: увеличение количества обучающихся в школе (1153 обучающихся на 01.09.23г., в 2021 году их было 1096), изменения контингента обучающихся, увеличение численного состава классов (показатель среднего количества обучающихся в классах 30 человек), при создавшемся дефиците кадров, а именно нехватка учителей начальной школы (2 учителя), 6 русского языка (3 учителя), информатики и ИКТ (2 учителя), учителя по английскому языку, возрастает загруженность педагогических работников из-за распределения нагрузки. На 82 ставки (1488 часов) работает 51 учитель, средняя нагрузка которых составляет 29 часов. 80 74,78 69 70 67,61 60 53,14 53,13 47,84 50 49,42 41,92 37,18 40 30 20 10 0 2021 г. 2022 г. НОО ООО 2023 г. СОО Одним из основных способов определения эффективности работы школы является участие в процедурах независимой, внешней оценки качества образования. Анализируя результаты государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования, можно говорить о создании оптимальных условий для подготовки выпускников. Сравнительный анализ результатов 2022 и 2023 годов показывает рост среднего балла по математике, физике, биологии, географии, снижение среднего балла по русскому языку, обществознанию, информатике. Увеличилось количество выпускников, не набравших минимальные баллы по результатам ОГЭ по итогам основного периода (в 2022 – 0 % от общего числа выпускников, в 2023 – 10,34 %). 7 выпускников не завершили обучение по программам основного общего образования в 2023 году (7,95 %от общего числа), данная проблема свидетельствует о необходимости создания программы сопровождения обучающихся с низкими образовательными результатами. Выпускники школы по результатам ЕГЭ имеют положительные показатели. Важным показателем эффективности системы повышения качества образования выпускников, является тот факт, что все выпускники 11 классов за три года успешно завершили обучение в школе и получили аттестаты о среднем общем образовании. Стабильный рост среднего балла ЕГЭ наблюдается по следующим предметам: математика (на 6 баллов), физика (на 14 баллов), обществознание (на 9 баллов), история (на 16 баллов), информатика (на 7 баллов). Повышению баллов способствует реализация программ профильного обучения (социально-экономический и 7 технологические профили) на уровне среднего общего образования. В то же время снизились результаты по иностранному языку (на 19 баллов). Зоной роста остаются в школе результаты детей по естественно-научным предметам. Это свидетельствует о необходимости решения проблемы повышения квалификации педагогов по биологии и химии, рассмотрения перспектив введения естественно-научного профиля на уровне СОО. На протяжении трех лет в школе работала программа по сопровождению обучающихся с высокими образовательными потребностями, свидетельством успешности реализации этой программы являются достаточно высокие достижения обучающихся на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Стабильно растет количество обучающихся, получивших статус призеров и победителей: в 2020 году - 7 человек, 2021 год – 18 человек, в 2022 год - 25 человек. В 2021 году 2 человека участвовали в региональном этапе ВсОШ по физической культуре. За период 2021-2022 учащиеся стабильно демонстрируют высокие результаты в следующих предметах: русский язык, литература, обществознание, английский язык, физическая культура, биология, ОБЖ. Наблюдается тенденция к повышению результативности участия обучающихся в предметных олимпиадах по гуманитарным предметам, наблюдается рост мотивации обучающихся для достижения высоких результатов. При этом точные науки являются зоной роста обучающихся и высокими результатами на данный момент не представлены, хотя вызывают интерес учащихся. На протяжении последних трех лет в образовательной организации растет количество обучающихся, принимающих участие в конкурсах и соревнованиях на разных уровнях (районный, муниципальный, областной, всероссийский). Количественный показатель участников интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний возрос на 9,4% в течение трех лет: если в 2020-2021 году участниками были 616 обучающихся, что составляло 56,4% от общего количества детей, то в 2022-2023 году этот показатель составил 728 обучающихся (65,76%). В то же время стабильно высоким остается качественный показатель участия обучающихся в конкурсах и соревнованиях высокого уровня. Более успешными для наших обучающихся являются творческие, экологические конкурсы, конкурсы гуманитарной направленности, конкурсы проектно- исследовательских работ, спортивные состязания. В дальнейшем необходимо сохранить высокие количественные и качественные показатели участия обучающихся в конкурсном движении. Необходимо сохранить систему работы по индивидуальному сопровождению одаренных детей в школе, обеспечить профессиональную подготовку педагогов по работе с этой группой детей. Важным аспектом деятельности образовательной организации является воспитательная работа. Анализ статистических данных социального статуса семей обучающихся показывает, что социальный состав семей обучающихся крайне неоднородный: в школе обучаются дети, чьи родители имеют только среднее и среднее техническое образование (692 обучающихся, что 8 составляет 60,17%). В то же время наблюдается увеличение количества многодетных семей, на 2023 г. – 145 чел. (прирост по отношению к 2021 г. составляет 48%), а также увеличение опекаемых детей на 44 % (к 2023 г. – 13 чел.). Количество детей из малообеспеченных семей снизилось на 43 %. (Рисунок 3). Рисунок 3. Социальный статус семей в МАОУ СОШ № 113 в период 2021-2023 г. (количество) 160 145 140 115 120 98 100 80 60 40 30 22 20 9 19 13 9 0 2021 г. 2022 г. Многодетные 2023 г. Малообеспеченные Дети под опекой По результатам представленных выше данных можно сделать вывод, что МАОУ СОШ №113 работает в неоднородном социальном контексте, что требует создания особых условий для воспитательной работы педагогического коллектива школы. В школе организована работа, направленная на обеспечение содержательного досуга несовершеннолетних (вовлечение учащихся школы в работу Российского Движения Детей и Молодёжи «Движение Первых» (далее РДДМ «Движение Первых»), кружков и спортивных секций, организация и проведение мероприятий с трудными подростками в каникулярное время). Наибольшая вовлеченность в дополнительное образование была отмечена в 2021 году, составила 46% от общего числа обучающихся. Это связано с введением новых групп в объединениях дополнительного образования спортивной и художественной направленности. Спектр направленностей дополнительного образования остается стабильным на протяжении 3-х лет: художественная, социально-гуманитарная, физкультурно-спортивная, естественнонаучная. Из-за значительного роста общей численности обучающихся и снижения количества штатных незначительный рост педагогов численного дополнительного состава образования обучающихся 9 2023 объединений отмечается лишь дополнительного образования (на 30 человек), и, как результат, снижается процентный показатель занятости обучающихся на 23% (в 2023 году число детей, занятых в объединениях дополнительного образования, составил 22% от общего количества обучающихся). В реализации платных образовательных услуг тоже заметны тенденции к снижению доли охваченных обучающихся от общего количества детей: в 2021 году 267 обучающихся (24,3%от общего количества), в 2022 году - 238 обучающихся (23,8%), в 2023 году- 95 обучающихся (8,26%). Необходимо принятие ряда мер по сохранению контингента обучающихся, вовлеченных в объединения дополнительного образования, и содержательного и количественного увеличения платных образовательных услуг. Педагогический коллектив школы в последние годы обновляется. В его состав ежегодно вливаются молодые педагоги: в школе работает 25% педагогов в возрасте до 30 лет. 83% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории. В 2023 году 35 педагогических работников имеют первую квалификационную категорию, 17 педагогических работников имеют высшую квалификационную категорию. 5 педагогов не имеют КК. По предметным областям: Предмет Первая КК Высшая КК Не имеют Начальная школа 6 5 2 Русский язык 4 1 Математика 4 2 Английский язык 3 2 Физика 2 - История/ обществознание 3 1 География/биология 1 /1 Информатика и ИКТ 1 - 1 Физическая культура 1 1 2 Технология/ИЗО 2 - 1/1 Остальные: 8 4 По возрастному составу на начало года: число учителей в возрасте до 30 лет – 14 человек, число учителей в возрасте от 31 до 55 лет – 26 человека, число учителей в возрасте от 56 до 59 лет – 5 человека, число учителей в возрасте от 60 до 64 лет – 6 человек, число учителей старше 65 лет – 5 человека. В то же время зоной роста являются следующие проблемы: увеличивается нагрузка педагогов основных предметов, снижается количество участников конкурсов профессионального 10 мастерства районного и муниципального уровня среди педагогов школы. Показатели средней нагрузки педагогов в 2023 году по основным учебным предметам следующие: иностранный язык - 36 час, информатика – 32 часов, биология – 33 часа, география – 34 часа, история и обществознание – 33 часа. Данная проблема требует программы по созданию оптимальных условий для педагогов в образовательной организации. Количество участников профессиональных конкурсов в школе снизилось за три года(на 3,5%), отрицательная динамика обусловлена отсутствием мотивации у педагогов. В то же время необходимо отметить рост числа педагогов, активно участвующих в работе методических городских сообществ (доля таких педагогов за три года увеличилась на 5% и в 2023 году составила 12 педагогов). Все это позволяет сделать вывод о том, что в образовательной организации есть высококвалифицированные педагоги, которые способны делиться опытом и обучать молодых педагогов. В этой связи возникает необходимость разработки и реализации программы наставничества. В целом в школе сложился педагогический коллектив, способный профессиональным решать потенциалом, современные но образовательные выявленные проблемы задачи, требуют с большим административных стратегических решений для дополнительной мотивации педагогов с целью включения в творческие и инновационные группы. За три года существенно не изменилась материально-техническая база образовательной организации. Всего в школе 110 компьютеров (включая ноутбуки), из них в учебной деятельности используется 92, 13 интерактивных досок, 34 проектора. Компьютеры кабинетов информатики, предметных кабинетов, административные, объединены в локальную сеть и имеют выход в Интернет. В рамках участия в программе «Цифровая образовательная среда» получено новое оборудование. В период с 2022 по 2023 год в МАОУ СОШ №113 реализуется программа информационной открытости и доступности в интернет-среде. C 2021-2022 учебного года школа полностью перешла на электронный журнал на сайте net-school.cap.ru С 2023-2024 учебного года в МАОУ СОШ № 113 осуществлен переход в единую государственную информационную систему Свердловской области «Единое цифровое пространство» (далее – ГИС СО «ЕЦП»). Организация деятельности на базе ИКОП «СФЕРУМ» позволяет организовать дистанционное обучение обучающихся, сделать его более гибким, технологичным и удобным. Использование ИКОП «Сферум» также способствует участию педагогов в профессиональных сообществах для обмена опытом и поддержке начинающих учителей. На данный промежуток времени созданы 39 классов, чаты педагогического состава, чаты обучающихся каждого класса, чаты родителей. Зарегистрировано 858 обучающихся и 57 педагогических работника, что составляет 79% участников педагогического процесса. 11 С каждым годом увеличивается количество посещений электронного журнала, за последний год прирост входа родителей составил 65,6% с 860 до 2500 ежемесячно. Свидетельством информационной открытости школы является сайт образовательной организации. Одним из показателей эффективности работы ОО является снижение количества жалоб родителей (3 в 2021г., по 1 в 2022г. и в 2023г.) С середины 2022 года работает группа ВКонтакте (https://vk.com/ekbschool113), с подтвержденным статусом «Госорганизация», где еженедельно публикуются актуальные новости школы, на данный момент число подписчиков сайта составляет 941 человек (81,12% от количества обучающихся). Необходимо продолжить работу по обеспечению открытости образовательной деятельности с целью взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений, возможности выражения получателями образовательных услуг мнения о качестве оказания услуг. МАОУ СОШ № 113 с 2021 по 2023 годы не включалась в число школ с низкими образовательными результатами (ШНОР). В 2023 году в соответствии с Планом мероприятий («Дорожной карты») «Поддержка школ с низкими результатами обучения и (или) школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях», утвержденной распоряжением Департамента образования Администрации города Екатеринбурга № 1382/46/36 от 03.07.2023 года было заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в рамках командного наставничества МАОУ СОШ № 113 (школа-лидер) и МБОУ СОШ № 115 для совместной деятельности с целью повышения педагогического потенциала школ и качества образования в МБОУ СОШ № 115 (ШНОР). Проведенный анализ позволяет оценить внутренний потенциал школы. За последние три года в образовательной организации были созданы условия для решения задач современного образования. Основные усилия педагогического коллектива были направлены на интеллектуальное, нравственное, социальное развитие обучающихся, на повышение профессионального мастерства учителей, внедрение новых образовательных технологий и программ, улучшение материально-технической базы школы, что позволило значительно улучшить имидж школы среди получателей образовательных услуг микрорайона. Однако реформы, происходящие в системе образования, увеличение и изменение контингента обучающихся школы предъявляют новые требования к педагогическим кадрам, образовательной организации, что порождает ряд проблем и противоречий, требующих принятия стратегических решений. 12 Раздел 3. Сущность и окружение программы развития Подраздел 1. Проблема Формулировка Снижение основных показателей качества образования, за счет проблемы увеличения состава обучающихся и увеличения групп детей с индивидуальными потребностями (с низкой успеваемостью /группы риска). Недостаточный уровень профессиональной мотивации педагогов из-за большой загруженности, недостаточный уровень компетенции для реализации задач, направленных на повышение качества образования. Ограниченность возможностей материально-технического обеспечения школы для реализации образовательных программ школы в соответствии с современными требованиями. Низкий уровень вовлеченности родителей и обучающихся в процессы обучения, воспитания и управления школой. Целевые группы Педагоги и управленческая команда школы. Обучающиеся и родители (законные представители). Социальные и сетевые партнеры. Последствия Педагоги и управленческая команда: низкая профессиональная нерешения мотивация педагогов приводит к снижению качества образования, проблемы необъективности системы оценивания качества образования, неэффективные методы управления снижают уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг, ухудшается статус школы в социуме. Обучающиеся и родители (законные представители): трудность в получении качественного образования в соответствии с индивидуальными запросами ребенка, отсутствие возможности самореализоваться для обучающихся, неудовлетворенность в оценке деятельности ОО. Социальные и сетевые партнеры: отсутствие возможности реализовать образовательные программы на базе школы. Последствия решения проблемы Педагоги и управленческая команда: формирование положительного имиджа образовательной организации за счет стабильных показателей 13 образовательных результатов обучающихся на всех уровнях образования. Обучающиеся и родители: удовлетворенность деятельностью школы в оказании образовательных услуг в различных формах (обучение, воспитание, дополнительное образование). Социальные и сетевые партнеры: взаимовыгодное сотрудничество для реализации (организация различных содержательного программ взаимодействия досуга, образовательных программ), привлечение детей для дальнейшего обучения по программам профессионального обучения. Подраздел 2. Цель программы развития Создание условий для развития учебной мотивации обучающихся, совершенствование профессиональных возможностей педагогов, формирование доверия родителей к системе образования посредством реализации подпроектов: «Школа возможностей», «Высота – 113», «Команда отважных». 14 Подраздел 3. Задачи программы развития Задача 1.Повышение образовательных Результат Содержание деятельности качества Повышение уровня образовательных Процент качества образования результатов, результатов школьников на всех совершенствование системы уровнях образования, уменьшение внутренней качества количества образования оценки и обучающихся, реализация освоивших не образовательные образовательных программ для программы основного общего всех обучающихся с учетом образования. запросов, интересов, Значение 52% Доля обучающихся, успешно прошедших государственную итоговую 96% аттестацию в 9 классах. Доля выпускников, единый успешно государственный сдавших экзамен 100% по профильным предметам. познавательных Доля участников ЕГЭ, сдавших хотя бы особенностей 7% один предмет на высоком уровне (80 баллов развития. и выше) Доля выпускников 11-х классов, 0% получивших медаль «За особые успехи в учении», которые набрали по 1 из предметов во время сдачи ЕГЭ менее 70 баллов, в общей численности выпускников 11-х классов, получивших медаль «За особые успехи в учении». Создание системы образовательных Количество программ обновленных с учетом введения реализуемых образовательных на образовательных адаптированных 16 углубленном программ, уровне, образовательных 22 стандартов и индивидуальных программ, особенностей программ ребенка образования, (образовательных, дополнительного интеллектуального углубленных, направления, программ на внебюджетной адаптированных, программ основе. внеурочной деятельности, Количество классов, обучающихся 4 дополнительного образования, в том по углубленным программам, профильных числе программ платных классов на уровне среднего общего образовательных услуг), отвечающих образования. всем запросам участников Количество образовательного договоров сетевого 7 процесса, партнерства. расширен круг сетевых партнеров. Увеличение количества детей- Доля победителей и призеров от числа участников, призеров и победителей участвовавших на муниципальном 25% этапе конкурсов и олимпиад, будет расти ВСОШ. количество детей, индивидуальное педагогическое получивших Процент количества детей, участвующих 73% психолого- в конкурсах разного уровня от общего сопровождение учетом с числа обучающихся. образовательных потребностей (одаренные дети, с низкими результатами, в психологической образовательными нуждающиеся поддержке, занятиями с психологами). 17 Доля детей, получивших психологическую, дефектологическую и логопедическую помощь от общего числа обучающихся. 55% Профессиональная педагогов подготовка Доля по сопровождения педагогов программам прошедших одаренных от обучение общего по числа, 70% программам детей, сопровождения детей с ОВЗ. детей с ОВЗ. Обновление материально- Количество оснащенных кабинетов для технической базы кабинетов ОУ. 2. Развитие потенциала организации, кадрового Повышение качества образовательной по сопровождению направленную педагогов работы Доля педагогов, участвующих в программе 40% в системе участие 64% качества «Наставнические пары», Доля педагогов, принявших участие представление методического опыта в конкурсе профессионального мастерства на Фестивале открытых уроков, «Профи – 113». 36% участие 40% компетенций, обеспечивающих школы, образования. педагога-психолога, логопеда, дефектолога. и поддержке «Наставнические пары». на развитие профессиональных образовательного повышение 100% пространства реализация в инициативы Доля педагогов, принявших в «Фестивале открытых уроков». школьном конкурсе Доля педагогов, представивших профессионального мастерства методические материалы для школьного «Профи – 113» обмен методическим сборника. опытом в школьном сборнике. Рост компетенций повышения профессиональных Доля педагогических работников, имеющих педагогов за счет высшую квалификационную категорию от квалификации, общего числа педагогов. 18 30,51% мониторинг профессиональных Доля педагогов, повысивших 20% компетенций педагогов на уровне квалификационную категорию. методических объединений, создание Доля педагогов, прошедших индивидуальных образовательных повышения маршрутов для восполнения направлениям (не менее 5 курсов). квалификации курсы 45% по основным профессиональных дефицитов. Стимулирование участие педагогов в инновационной за Доля педагогических методической принимающих деятельности участие работников, в конкурсном в движении. рамках педагогического сообщества Доля педагогов, активно участвующих в города. работе Оснащение зоны 15% городских 40% профессиональных комфортного методических сообществ педагогов. профессионального пространства для отдыха и развития педагогов. 3. Организация и построение Увеличение процента вовлеченности Доля родителей принявшие эффективной образовательной родителей в участие в 55% культурно-массовые культурно-массовых событиях школы среды школы через включение события школы родителей в деятельность образовательного учреждения. Объединение родителей и детских Количество мероприятий РДДМ «Движение организаций поддержки для и развития сплочения, первых» детей молодежи. 19 в которых приняли и обучающиеся и родители. участие 25% Расширение форм взаимодействия Количество мероприятий и разнообразие Ежегодно между педагогами и родителями для форм их проведений. выстраивания экологичного взаимоотношения. Расширение спектра партнеров Количество сетевого социальных сетевых партнеров, взаимодействий, 3 принимающих взаимодействия и взаимопомощь в участие в деятельности образовательной благоустройстве школы. организации. Улучшение благоустройства школы и Проведение пришкольной территории. ремонта 3-го обустройство летней площадки. 20 этажа, 100% Раздел 4. Технология реализации программы развития. Характеристика выбранного способа Для достижения поставленной цели необходимо сохранение всех результатов и достижений школы в предыдущий период и развитие новых направлений образовательной организации посредством взаимодействия всех участников образовательных отношений и привлечения социальных и сетевых партнеров. Достижение цели программы развития предполагает реализацию трех основных подпроектов: «Школа возможностей», «Высота – 113», «Команда отважных». Подпроект «Школа возможностей» направлен на повышение качества образовательных результатов за счет совершенствования системы внутренней оценки качества образования и реализации образовательных программ для всех обучающихся с учетом запросов, познавательных интересов, особенностей развития. Деятельность системы образования планируется направить на развитие вариативности реализуемых программ, которые будут учитывать способности и интересы каждого конкретного ребёнка, будут направлены на формирование новых компетенций, освоение новых технологий и форм обучения. Задачи подпроекта: Формировать ключевые компетентности учащихся в решении информационных, коммуникативных и учебных образовательных задач; Осуществлять индивидуализацию образовательного процесса на основе использования средств ИКТ, через формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе; Организовывать поддержку учебных (урочных и внеурочных), внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики; Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, безопасность учащихся, обеспечивать их эмоциональное благополучие. Этот подпроект будет координироваться через методическое сопровождение педагогов школы, включающее в себя комплексный подход и системность в реализации следующих мероприятий: 21 Анализ контингента обучающихся школы, изучение запросов родителей по вопросам вариативности и многопрофильности обучения; проведение диагностики склонностей и способностей обучающихся психологом; Организация и проведение психолого-педагогического консилиума; Составление учебного плана и рабочих программ по программам углубленного изучения в соответствии с обновленными стандартами; Составление адаптированных образовательных программ с учетом рекомендаций ПМПК. При этом стратегии реализации этого подпроекта будут более эффективными при привлечении сетевых и социальных партнеров для следующих мероприятий: Составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей с особыми образовательными потребностями (одаренных, с низкими образовательными результатами, слабо владеющих русским языком); Расширение спектра объединений дополнительного образования и программ на внебюджетной основе, отвечающих индивидуальным запросам обучающихся; Включение в программу воспитания школы мероприятия по успешной социализации детей с личностными особенностями; Профессиональная подготовка педагогов по программам сопровождения одаренных детей, детей с ОВЗ, детей, для которых русский язык не является родным; Обновление материально-технической базы кабинетов психолога, логопеда. Подпроект «Высота – 113» направлен на совершенствование профессиональных возможностей педагогов в рамках реализации программы профессионального роста. Ключевым направлением работы с кадрами является реализация мероприятий внутри образовательной организации для перспективы активного участия учителей в конкурсном движении и работы в творческих лабораториях педагогических сообществ города: Анализ кадрового состава образовательной организации, выявление зон роста и возможностей для самореализации каждого педагога; Прохождение педагогами диагностики профессиональных дефицитов с последующим составлением индивидуального образовательного маршрута; Разработка и реализация программы сопровождения педагогов в рамках образовательного пространства школы, включающая следующие мероприятия: «Наставнические методические пары», «Фестиваль открытых уроков», «Конкурс профессионального мастерства «Профи-113», издание сборника методических материалов педагогов школы; 22 Оснащение зоны комфортного профессионального пространства на территории школы для отдыха и развития педагогов; Реализация проекта «Образовательный туризм» в рамках программы обмена методическим опытом между школьными сообществами разных городов. Реализация подпроекта «Команда отважных» участников образовательного процесса для позволит объединить всех создания единого образовательно- воспитательного пространства школы. Формирование новой образовательной среды в школе производится с целью включения в диалог и сотрудничество родителей в воспитательные, патриотические и культурно-массовые события школы. Благодаря поддержке общешкольного родительского комитета создаются новые пространства школы, которые позволят расширить возможности обучающихся в рамках образовательного процесса. Благодаря появлению новых форм взаимодействия между родителями и педагогами школы изменится взгляд и отношение к профессии педагога. Благодаря участию родительского актива в жизни школы трансформируется отношение обучающихся к образовательному учреждению, повысится их активность в рамках конкурсной среды, социального взаимодействия. Обучающиеся смогут проявить себя вместе с родителями, что укрепит их взаимосвязь родитель-ребенок. Реализовать данный подпроект позволят следующие мероприятия: Организация событий школы, которые координируются родительским активом; Сопровождение участия обучающихся в РДДМ «Движение первых» со стороны школы и родителей; Взаимодействие с сетевыми партнерами со стороны родительского актива, привлечение новых сетевых партнеров (Федерация шахмат Екатеринбурга); Создание новых пространств ОУ совместно с родительским активом; Реализация совместных социальных инициатив между школой, обучающимися, родителями. Реализация мероприятий позволит не только обеспечить повышение качества образования в интересах всех участников образовательных отношений, но и вывести отношение к образовательному процессу и взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса на более 23 высокий качественный уровень. Раздел 5. Показатели эффективности программы развития Задача Наименование контрольного Единица Текущее значение Планируемое показателя измерения показателя значение показателя Повышение качества Количество детей, обучающихся по образовательных результатов за 87 8 10 детей, 47 57 низкими 15 8 5 6 4 8 8 12 1 4 0 2 счет Количество детей, обучающихся по адаптированным программам; внутренней Количество оценки 82 углубленным программам; совершенствования системы одаренных качества требующих сопровождения; образования и Количество детей с реализации образовательными результатами. образовательных Количество программ Число показателя для образовательных всех программ, реализуемых на обучающихся с учетом углубленном уровне, адаптированных запросов, образовательных познавательных объединений интересов, дополнительного образования, Число программ, особенностей развития. программ на внебюджетной основе для подготовки к экзаменам; Количество партнерства договоров по сетевого программам 24 предпрофильного обучения; 4 4 Число 38 43 Процент 89% 100% 50,76% Не ниже 52% 55,9% 60% 45 100 Количество классов, обучающихся по углубленным программам профильных классов на уровне среднего общего образования. Количество педагогов, обучения прошедших по программам сопровождения одаренных детей; сопровождения детей с ОВЗ. Доля от общего обучающихся с количества ОВЗ, успешно освоивших программу; Доля обучающихся на всех уровнях образования, освоивших программу на «хорошо» и «отлично»; Доля выпускников поступивших 11 в специальностям, классов, вузы по соответствующим профилю обучения в школе. Обеспечение психолога, специальным средствами кабинетов логопеда, учителя-дефектолога оборудованием, ТСО, учебно25 Процент методическими пособиями. Развитие кадрового Доля педагогов, участвующих в потенциала инициативе «Наставнические пары» образовательной Доля педагогов, принявших участие в организации, «Фестивале открытых уроков»; направленную на Доля педагогов, принявших участие в развитие конкурсе профессиональных мастерства «Профи - 113»; компетенций, Доля обеспечивающих методические повышение образования. Процент 0 70 40 90 10 20 0 50 30,51 35 15 20 10 20 33,1 27 27 35 профессионального педагогов, представивших материалы для качества школьного сборника. Доля педагогических работников, Процент имеющих высшую квалификационную категорию от общего числа педагогов; Доля педагогов, повысивших квалификационную категорию; Доля педагогов, прошедших внешнюю диагностику профессиональных дефицитов. Средний показатель педагогической Число нагрузки; Доля педагогов, вовлеченных в методическую и проектную работу на 26 разных уровнях; Доля педагогов, конкурсах участвующих в 12 20 Число 0 4 Процент 25% 100% Процент 1,3% 20% Процент 4,5% 23% Квадратные 0 310.3 0 3 профессионального мастерства. 3. Организация и Количество мероприятий поведенные построение родительским эффективной учебного года; активом в течении образовательной среды Доля детей (от общего количества школы через обучающихся начальной школы), включение родителей в принимающих участие в программе деятельность «Орлята России»; образовательного Доля детей зарегистрированных (от учреждения. общего их количества обучающихся), в РДДМ; Доля детей (от общего количества обучающихся), принявших участие в проектах «Движение первых». Площадь обновленной территории образовательной организации; метры Количество Число сетевых договоров заключенных при взаимодействии с родителями. 27 Раздел 6. Источники и план финансирования программы развития Наименование мероприятия Ответственные Источники Затраты на реализацию задач и Итоговые затраты на за выполнение финансирования мероприятий, реализацию задач и Тыс. руб.1 мероприятий, задач и реализацию Тыс. руб. мероприятий 1 2 3 2023 2024 2025 2026 2027 4 5 6 7 8 9 Задача1: Повышение качества образовательных результатов, совершенствование системы внутренней оценки качества образования и реализация образовательных программ для всех обучающихся с учетом запросов, познавательных интересов, особенностей развития. 1.1. Сохранение образовательных уровня результатов школьников на всех уровнях Администрация, Федеральный классные бюджет руководители Областной образования 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 бюджет Муниципальный бюджет Внебюджетные средства 1.2.Составление учебного плана и рабочих программ в соответствии обновленными стандартами Федеральный бюджет по программам углубленного изучения Администрация с Областной бюджет Муниципальный 28 бюджет Внебюджетные 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 средства 1.3.Составление Администрация, Федеральный адаптированных ППК бюджет образовательных программ с Областной учетом рекомендаций ПМПК бюджет Муниципальный бюджет Внебюджетные средства Администрация 1.4.Педагогическое сопровождение детей и одаренных детей с бюджет низкими Областной образовательными результатами Федеральный бюджет на основе Муниципальный индивидуальных программ бюджет Внебюджетные средства Администрация 1.5.Мониторинг образовательных детей результатов Федеральный бюджет Областной 29 бюджет Муниципальный 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 80 70 70 70 80 370 бюджет Внебюджетные средства 1.6. Расширение спектра Администрация Федеральный объединений дополнительного бюджет образования и программ на Областной внебюджетной отвечающим основе, бюджет индивидуальным Муниципальный запросам обучающихся бюджет Внебюджетные средства 1.7. Включение в программу Администрация воспитания школы мероприятия по успешной детей Федеральный бюджет социализации Областной с личностными бюджет особенностями Муниципальный бюджет Внебюджетные средства 1.8.Профессиональная Администрация Федеральный 30 подготовка программам педагогов по бюджет сопровождения Областной одаренных детей, детей с ОВЗ, бюджет детей, для которых русский Муниципальный язык не является родным 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 40 40 60 140 0 0 15 14 12,5 41,5 бюджет Внебюджетные средства 1.9. Обновление материальнотехнической базы психолога, Администрация Федеральный кабинетов бюджет логопеда Областной и дефектолога бюджет Муниципальный бюджет Внебюджетные средства Задача 2: Развитие кадрового потенциала образовательной организации, направленную на развитие профессиональных компетенций, обеспечивающих повышение качества образования. 2.1 Повышение качества работы Администрация, Федеральный по сопровождению и поддержке классные бюджет руководители Областной педагогов в системе образовательного пространства бюджет школы, реализация инициативы Муниципальный 31 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 «Наставнические представление пары», бюджет методического 0 0 0 0 0 0 50 50 50 50 50 250 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 50 50 50 50 50 250 0 0 0 0 0 0 опыта на Фестивале открытых уроков, участие в школьном конкурсе профессионального мастерства «Профи – Внебюджетные средства 113», делятся методическим опытом в школьном сборнике. педагогами Администрация Федеральный совместно с бюджет с последующим Центром Областной составлением индивидуального "Учитель бюджет образовательного маршрута. будущего" Муниципальный 2.2.Прохождение диагностики профессиональных дефицитов бюджет Внебюджетные средства 2.3. Стимулирование педагогов за участие в методической инновационной деятельности в рамках педагогического сообщества города. Администрация Федеральный бюджет Областной бюджет Муниципальный бюджет Внебюджетные 32 средства зоны 2.4.Оснащение Администрация комфортного 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 50 60 90 200 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 50 50 50 50 200 бюджет профессионального пространства Федеральный для Областной отдыха и бюджет развития педагогов. Муниципальный бюджет Внебюджетные средства проекта Администрация, Федеральный «Образовательный туризм» в школьные ПТЛ бюджет 2.5.Реализация рамках программы обмена Областной методическим опытом между школьными бюджет сообществами Муниципальный разных городов бюджет Внебюджетные средства Задача 3: Организация и построение эффективной образовательной среды школы через включение родителей в деятельность образовательного учреждения. 3.1.Организация мероприятий родительского актива Администрация Федеральный 0 0 0 0 0 0 0 0 бюджет Областной 33 0 0 0 0 бюджет Муниципальный 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 155 140 140 150 150 735 0 0 0 0 0 0 бюджет Внебюджетные средства 3.2.Сопровождение обучающихся в участия событиях Учителя, Федеральный администрация бюджет «Движение первых» Областной бюджет Муниципальный бюджет Внебюджетные средства 3.3.Реализация социальной инициативы «Школьный парк» Администрация, Федеральный Учителя, бюджет родители Областной бюджет Муниципальный бюджет Внебюджетные средства 3.4. Взаимодействие с сетевыми Федеральный 34 партнерами бюджет Областной 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 бюджет Муниципальный бюджет Внебюджетные средства 35