Стилистика русского языка и основы редактирования_Учебный курс_10

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 113

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

на Педагогическом совете
Протокол № 1 от 29.08.2024

Приказ директора
МАОУ СОШ № 113
№ 183/2-од от 30.08.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Стилистика русского языка и основы редактирования»
для обучающихся 10-11 классов

Екатеринбург 2024

Планируемые результаты освоения учебного курса «Стилистика русского языка и
основы редактирования».
Предметные результаты:
Выпускник научится:
-создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
-анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу
речи и функциональной разновидности языка;
-владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- формировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной
форме.

Выпускник получит возможность научиться;
-собирать материал из разных источников, систематизировать и обобщать его;
строить связное аргументированное высказывание;
-писать сочинение;
-редактировать текст, сделав его более содержательным и выразительным;
использовать в речи синонимические средства, сравнительные обороты как средство
выразительности;
-делить предложения на интонационно-смысловые части;
-правильно строить предложения; отредактировать текст, используя обособленные
члены предложения, однородные члены, вводимые слова и предложения, предложения
с прямой и косвенной речью;
-в соответствии с основной мыслью и темой отбирать материал;
-редактировать текст, устранив в нем неоправданное повторение слов одной и той же
части речи для связи предложений, и частей текста;
-уметь пользоваться разнообразием языковых средств в сочинениях.

-осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности;
-речь ученика будет правильной, точной, богатой, выразительной.
Предметные результаты изучения учебного курса "Стилистика русского языка и
основы редактирования " должны отражать:
-умение совершенствовать написанное;
-умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной
целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение,
аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);
-умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их
эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь
объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
-соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи.
-понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных
разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача
его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки
зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
-овладение
основными
нормами литературного языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными,
стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования
языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию,
овладение
основными
стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
-выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в
речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
-нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений,
числительных, глаголов;
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
-умение осмысливать прочитанное;

-овладение правилами создания текста;
-применение приобретенных знаний, умений и навыков при выполнении конкретного
задания
Регулятивные УУД
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе
достижения результата,
- определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-структурирование информации текста;
-классификация, упорядочение информации текста
Коммуникативные УУД:
-владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и
письменной речи;
- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых
речевых средств;
-понимание информации текста;
-оценка и самооценка успешности работы с информацией текста
ИКТ-компетенции
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
Личностными результатами в процессе освоения предмета ожидается формирование
и развитие следующих личностных характеристик обучающегося:
-достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-нравственно-этическое оценивание содержания информации;
-уважение позиции автора текста.

Содержание программы
Цели и задачи стилистики. Основные понятия стилистики.
Стилистика и фонетика. Орфоэпия
Лексическая стилистика. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность и
недостаточность
Стилистическая окраска
многозначных слов

слов.

Стилистическое

использование

омонимов

и

Стилистическое использование омонимов и многозначных слов Стилистическое
использование синонимов и антонимов
Стилистическое использование синонимов и антонимов. Стилистическое
использование иноязычных слов. Стилистическое использование слов ограниченной
сферы употребления
Речевые ошибки и их исправление. Стилистическое использование фразеологии.
Тропы
Стилистическое использование словообразования.
Стилистика и морфология.
Стилистическое использование существительных. Стилистическое использование
прилагательных. Стилистическое использование числительны
Стилистическое
использование
местоимений.
Стилистическое
использование
глаголов.
Стилистическое использование причастий и деепричастий. Использование служебных
частей речи
Стилистика и синтаксис. Нормы управления и согласования. Стилистика простого и
сложного предложений. Стилистические фигуры. Функциональная стилистика.
Разговорный стиль. Научный и официально-деловой стиль. Публицистический стиль.
Художественный стиль. Стилистический анализ текста
Литературное редактирование как учебная дисциплин. Текст как предмет работы
редактора. Методика редакторского анализа и правки текста. Работа редактора над
композицией произведения. Работа редактора с фактической основой текста. Способы
изложения текста. Виды текста. Редактирование как один из видов (приемов) работы
над текстом, его совершенствование. Совершенствование написанного. Приемы
правки. Построение текста
Текст как единица синтаксиса и связной речи. Текс как результат речевой
деятельности. Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность,
связность текста; тема, основная мысль текста, соответствие содержания заголовку,
зачин). Абзац. Сложное синтаксическое целое.

Текст как смысловое и структурное единство. Способы связи предложений в тексте.
Тексты с цепной и параллельной связью. Виды межфразовых связей. Роль первого
предложения (зачина) в тексте. Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.
Заключительная часть (концовка) текста. Способы лексического и грамматического
оформления концовки (средства завершенности).
Средства межфразовых связей.
Лексические средства использование «однотематической» лексики, повтора слов,
синонимов (в том числе контекстуальных). Синонимическая замена как средство
устранения неоправданного повтора слов.
Лексико- грамматические средства межфразовых связей. Местоимения. Наречие.
Числительные. Союзы. Частицы. Единство видо-временных форм глаголов-сказуемых
как средство межфразовой связи.
Синтаксические средства межфразовых связей. Порядок слов. Синтаксический
параллелизм. Вводные слова как средство межфразовых связей. Роль вопросительных
и восклицательных предложений в организации текста. Роль односоставных
предложений в организации текста. Роль сложных предложений в тексте.
Логические ошибки и способы их устранения.
Композиционные
ошибки
(несоответствие
текста
плану,
нарушение
последовательности, неудачное начало или концовка текста, отсутствие вывода в
тексте-рассуждении).
Синонимы (лексические и грамматические) и их роль в организации текста. Прием
синонимической замены как способ правки текста.
Грамматические (морфологические, синтаксические)
Ошибки и их устранение
Нарушение норм грамматической сочетаемости: нарушения согласования, нарушения
управления.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Ошибки в построении предложений с однородными членами.
Ошибки в построении предложений с причастным оборотом. Ошибки в построении
предложений с деепричастным оборотом.
Ошибки в построении сложного предложения.
Ошибки в предложениях с косвенной речью.

Нарушение границ предложения. Неправильное образование падежных форм, формы
числа, формы спряжения глагола. Употребление полной формы прилагательного
вместо краткой. Употребление краткой формы прилагательного вместо
полной. Ошибки в образовании форм сравнительной и превосходной степени
прилагательного и наречия.
Употребление местоимений, приводящее к двусмысленности (слова себя, свой).
Неудачное употребление личных и указательных местоимений.
Ошибки в
образовании и использовании видовых пар глаголов, причастий.
Речевые недочеты, приводящие к нарушению связанности текста. Нарушение
видовременной соотнесенности глагольных форм.
Неудачный порядок слов, неумелое
синтаксического строя текста.

цитирование.

Бедность

и

однообразие

Употребление слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих
стилистической характеристике текста (стилистические ошибки).

10 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Тема

Дата
проведения
Цели и задачи стилистики. Основные понятия стилистики
1 неделя
Стилистика и фонетика. Орфоэпия
2 неделя
Лексическая стилистика. Лексическая сочетаемость
3 неделя
Речевая избыточность и недостаточность
4 неделя
Стилистическая окраска слов
5 неделя
Стилистическое использование омонимов и многозначных слов 6 неделя
Стилистическое использование синонимов и антонимов
7 неделя
Стилистическое использование иноязычных слов
8 неделя
Стилистическое использование слов ограниченной сферы 9 неделя
употребления
Речевые ошибки и их исправление
10 неделя
Стилистическое использование фразеологии
11 неделя
Тропы
12 неделя
Стилистическое использование словообразования
13 неделя
Стилистика и морфология. Стилистическое использование 14 неделя
существительных
Стилистическое использование прилагательных
15 неделя
Стилистическое использование числительных
16 неделя
Стилистическое использование местоимений
17 неделя
Стилистическое использование глагола
18 неделя

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Стилистическое использование причастий и деепричастий
Стилистическое использование служебных частей речи
Стилистика и синтаксис. Нормы управления и согласования
Стилистика простого и сложного предложений
Стилистические фигуры
Функциональная стилистика. Разговорный стиль
Научный и официально-деловой стиль
Публицистический стиль
Художественный стиль
Стилистический анализ текста
Литературное редактирование как учебная дисциплина
Текст как предмет работы редактора
Методика редакторского анализа и правки текста
Работа редактора над композицией произведения
Работа редактора с фактической основой текста
Способы изложения текста. Виды текста

19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28 неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя

11 класс
№ п/п
1
2
3
4

5
6

7

8
9
10

Тема урока

Дата
проведения
Редактирование как один из видов (приемов) работы над 1 неделя
текстом, его совершенствование
Совершенствование написанного. Приемы правки
2 неделя
Текст как единица синтаксиса и связной речи. Текс как
результат речевой деятельности
3 неделя
Основные
признаки
текста
(смысловая
цельность,
завершенность, связность текста; тема, основная мысль 4 неделя
текста, соответствие содержания заголовку, зачин)
Абзац. Сложное синтаксическое целое
5 неделя
Текст как смысловое и структурное единство. Способы связи
предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной 6 неделя
связью
Виды межфразовых связей. Роль первого предложения
(зачина) в тексте. Виды зачинов. Синтаксическое строение 7 неделя
зачинов
Способы лексического и грамматического оформления
концовки (средства завершенности)
8 неделя
Средства межфразовых связей
9 неделя
Лексические средства использование «однотематической»
лексики, повтора слов, синонимов (в том числе 10 неделя

11
12
13

14
15

16
17
18
19
20
21
22
23

24
25

26

27
28
29
30

контекстуальных)
Синонимическая
замена
как
средство
устранения
неоправданного повтора слов
Лексико- грамматические средства межфразовых связей.
Местоимения. Наречие. Числительные. Союзы. Частицы
Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как
средство межфразовой связи
Синтаксические средства межфразовых связей. Порядок слов
в предложении. Синтаксический параллелизм
Вводные слова как средство межфразовых связей. Роль
вопросительных и восклицательных предложений в
организации текста
Роль односоставных предложений в организации текста. Роль
сложных предложений в тексте
Логические ошибки и способы их устранения
Композиционные ошибки (несоответствие текста плану,
нарушение последовательности)
Композиционные ошибки (неудачное начало или концовка
текста, отсутствие вывода в тексте-рассуждении)
Синонимы (лексические и грамматические) и их роль в
организации текста
Прием синонимической замены как способ правки текста
Нарушение норм грамматической сочетаемости: нарушения
согласования
Основные нормы управления. Правильный выбор падежной
или предложно-падежной формы управляемого слова:
нарушения управления
Основные нормы согласования сказуемого с подлежащим.
Нарушение связи
Основные нормы употребления однородных членов
предложения. Ошибки в построении предложений с
однородными членами
Основные нормы употребления причастных и деепричастных
оборотов. Ошибки в построении предложений с причастным
оборотом. Ошибки в построении предложений с
деепричастным оборотом
Основные нормы построения сложных предложений.
Ошибки в построении сложного предложения
Ошибки в предложениях с косвенной речью
Нарушение границ предложения. Неправильное образование
падежных форм, формы числа, формы спряжения глагола
Употребление полной формы прилагательного вместо
краткой. Употребление краткой формы прилагательного
вместо полной.

11 неделя
12неделя
13 неделя

14неделя
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
19неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя

27 неделя
28 неделя
29 неделя
30 неделя

31
32

33

Ошибки в образовании форм сравнительной и превосходной
степени прилагательного и наречия.
Употребление местоимений, приводящее к двусмысленности
(слова себя, свой). Неудачное употребление личных и
указательных местоимений.
Ошибки в образовании и использовании видовых пар
глаголов, причастий Речевые недочеты, приводящие к
нарушению связанности текста. Нарушение видовременной
соотнесенности глагольных форм

31 неделя
32 неделя
33 неделя


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».