МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 113
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДЕНО
на Педагогическом совете
Протокол № 1 от 29.08.2024
Приказ директора
МАОУ СОШ № 113
№ 183/2-од от 30.08.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Финансовая грамотность»
для обучающихся 8 класса
Пояснительная записка
к рабочей программе по курсу «Финансовая грамотность» для 8 класса
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в Российской
Федерации»
2.
Федерального
компонента
государственного
образовательного
стандарта,
утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об
утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред.
Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 №
427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69)
Рабочая программа разработана с учетом УМК: Финансовая грамотность. 8 – 9
класс общеобразовательных организаций. О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. –
М.: ВИТА – ПРЕСС, 2016. Авторская программа конкретизирует содержание предметных
тем и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса
В 8 классах дети обучаются в возрасте 14–15 лет, когда с правовой точки зрения
они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому
становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для
оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем
учащиеся 8 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря
развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном
возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они
переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роливзрослого
человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося,
не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать
внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться
взрослой жизнии показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных
ситуацияхфинансового характера. В то же время основным умением, формируемым у
учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее
подходящий вариант решения проблемы семьи.
В данном курсе рассматриваются вопросы бюджетирования, исследуются вопросы
долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию
личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции
поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных
источников как на электронных, так и на бумажных носителях.
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8 классов,
предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся
отражением важнейших сферфинансовых отношений, а также практических умений и
компетенций,позволяющих
эффективно
взаимодействовать
с
широким
кругом
финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес,
пенсионная система и др.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На преподавание курса «Финансовая грамотность» в 8 классе отведен 1 час в
неделю, всего 35 часов в год, из которых практических занятий (создание проекта) - 5,
итоговых занятий (контроль знаний и умений) – 5.
Виды и методы контроля знаний
Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:
• текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «семинар» и «игра»). При
текущем контроле проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень
активности в поиске информации и отработке практических способов действий в
финансовой сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении;
• промежуточного контроля (в заключение изучения раздела). Промежуточный контроль
помогает проверить степень освоения знаний и предметных и метапредметных умений по
значительному кругу вопросов, объединённых в одном разделе. Задача контроля –
выявить то, что учащийся не понял, не научился делать (например, рассчитать реальный
банковский процент);
• итогового контроля (по результатам изучения целого курса). Задача контроля – подвести
итог, оценить реальные достижения учащихся в освоении основ финансовой грамотности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Требования к личностным результатам освоения курса:
— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
— готовность пользоваться своими
правами
в финансовой сфере иисполнять
возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и
государственные учреждения, в которые необходимообратиться для их решения;
— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их
оценки;
— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочноепланирование
поведения в сфере финансов;
— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между
социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать
свои поступки;
— сформированность коммуникативной компетенции:
• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, пониматьи продвигать
предлагаемые идеи;
• анализировать и интерпретировать финансовую информацию изразличных источников.
Требования к предметным результатам освоения курса:
— владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательнаяспособность денег,
человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета,
банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование,
финансовые риски,бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги,
пенсионный фонд и пенсионная система;
— владение знанием:структуры денежной массы, структуры доходов населения страны и
способов её определения, зависимости уровня благосостояния от структуры источников
доходов семьи, статей, семейного и личного бюджета и способов их корреляции,
основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц,
возможных норм сбережения, способов государственной поддержки в случаях попадания
всложные жизненные ситуации, видов страхования, видов финансовых рисков, способов
использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач, способов
определения курса валют и мест обмена, способов уплаты налогов, принципов устройства
пенсионной системы в РФ.
Содержание курса «Финансовая грамотность»
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (9 ч)
Базовые понятия и знания.
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк,
структура доходов населения, структура доходов семьи, человеческий капитал,
благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит,
личный бюджет.
Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется
эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на
инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI
в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников;
зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей
семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)
Базовые понятия и знания:
Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовоепланирование.
Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание
возможных норм сбережения по этапам жизненногоцикла.
Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч)
Базовые понятия и знания:
Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор;страхование; виды
страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков.
Знание видов различных особых жизненных ситуаций;способов государственной
поддержки в случаях природных и техногенныхкатастроф и других форс-мажорных
случаях;
видов
страхования;
видовфинансовых
рисков:
инфляция,
девальвация,
банкротство финансовыхкомпаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое
мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: каксотрудничать без проблем (8 ч)
Базовые понятия и знания:
Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес план; источники
финансирования; валюта; мировой валютный рынок;курс валюты.
Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимостьналичия у банка
лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания
бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнесплана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса;
знатьтипы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рыноквлияет на
валютный рынок России; знать, как определяются курсы валютв экономике России.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч)
Базовые понятия и знания:
Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная
система; пенсионные фонды.
Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц
(базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов
устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных
накоплений.
В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие
формы занятий:
• Лекция-беседа.
В 8 классах такая форма может быть использована для введения учащихся в проблематику
финансовой сферы. Лекция на уроках по финансовой грамотности должна быть
использована с применением педагогического метода проблематизации. Отметим, что
лекции как форма занятий занимают примерно 10–15% всего учебного времени.
• Практикум.
Данная форма занятий является ведущей для учащихся 8 классов. Именно в этом возрасте
важно попробовать самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получить
опыт
выполнения
несложных
финансовых
действий.
Данное
занятие
может
осуществляться в форме индивидуальной и групповой работы; назначение – отработка
практических умений и формирование компетенций в сфере финансов; на данном занятии
осуществляется поисково-исследовательская работа, направленная на поиск финансовой
информации из различных источников.
Таким образом, практикум может быть проведен в следующих формах:
– поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых
организаций, рейтинговых агентств;
– поиск и анализ правовых документов по теме;
– разработка индивидуальных или групповых проектов;
– проведение мини-исследований;
– составление и решение финансовых кроссвордов.
• Игра.
Наряду с практикумом является ведущей формой занятий,так как позволяет в
смоделированной ситуации осуществить конкретныефинансовые действия, вступить в
отношения с финансовыми институтами (хотя бы и в выдуманной ситуации). Получение
минимального опыта в игре в реальности позволяет более уверенно себя чувствовать и
адекватнее вести себя в конкретных финансовых ситуациях.
Семинар.
В 8 классах такая форма может быть использована для обсуждения общих проблем, для
выработки общих решений. Эта форма не является обязательной, учитель должен
самопределить возможность её использования в зависимости от познавательных
потребностей учащихся и условий организации образовательной деятельности. Структура
семинара для 8 классов будетвыглядеть так:
1. Определение цели семинара
2. Работа в группе над выполнением задания (чаще всего это обсуждение понятий,
выработка оптимальных решений)
3. Представление результатов обсуждения группами
4. Общее обсуждение
Занятие контроля: назначение – проверка освоенных знаний иумений и при
необходимости их коррекция. Контроль может проходитькак в традиционных формах, так
и в интерактивных:
– письменная контрольная работа (включающая задания, проверяющие знание теории и
владение метапредметными умениями);
– устный опрос;
– викторина;
– конкурс;
– творческий отчёт;
– защита проекта;
– защита исследовательской работы;
– написание эссе;
– решение практических задач;
– выполнение тематических заданий.
Тематическое планирование факультативного курса «Основы финансовой грамотности». 8 класс
№
Тема урока
Реализуемое содержание
Управление денежными средствами – 9 ч
1 Деньги: что это такое?
Деньги. Товарные деньги. Эмиссия денег. Центральный банк. Денежная масса. Электронные деньги.
2 Что может происходить с деньгами и как Инфляция. Дефляция. Покупательная способность. Последствия инфляции.
это влияет на финансы нашей семьи
3 Какие бывают источники доходов
Виды доходов
4 От чего зависят личные и семейные доходы Человеческий капитал
5 Как контролировать семейные расходы и Благосостояние семьи. Контроль расходов семьи- знание зависимости уровня благосостояния от умения
зачем это делать
контролировать свои расходы
6 Что такое семейный бюджет и как его Семейный бюджет. Профицит и дефицит семейного бюджета – знание статей расходов и доходов
построить
семейного и личного бюджета
7 Как оптимизировать семейный бюджет
Семейный бюджет. Оптимизация семейного бюджета.
8 Организация проектной деятельности
Деньги. Товарные деньги. Эмиссия денег. Центральный банк. Денежная масса. Электронные деньги.
9 Выполнение
проведение
тренировочных
контроля
заданий, Инфляция. Дефляция. Покупательная способность. Последствия инфляции. Виды доходов. Человеческий
«Управление капитал. Благосостояние семьи. Семейный бюджет. Оптимизация семейного бюджета.
денежными средствами»
Способы повышения семейного благосостояния – 6 ч.
10 Для чего нужны финансовые организации
Финансовая организация. Виды финансовых организаций. Виды организаций защищающих интересы
граждан при взаимодействии с финансовыми организациями.
11 Как
увеличить
семейные
доходы
с Банк ПИФ. Пенсионный фонд. Коммерческий банк. Страховая компания: - знание основных видов
использованием финансовых организаций
финансовых услуг и продуктов для физических лиц.
12 Для чего нужно осуществлять финансовое Финансовое планирование. Денежный запас безопасности.
планирование
13 Как
осуществлять
финансовое Финансовое планирование: - знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.
планирование на разных жизненных этапах
14 Организация проектной деятельности
15 Выполнение
тренировочных
Финансовая организация. Виды финансовых организаций. Пенсионный фонд. Коммерческий банк.
заданий, Финансовое планирование. Денежный запас безопасности.
проведение контроля «Способы повышения
семейного благосостояния»
Риски в мире денег – 7 ч.
16 Особые жизненные ситуации: рождение Особая жизненная ситуация. Социальное пособие. Форс – мажор. Знание видов ОЖС и способов
ребенка, потеря кормильца
17 Особые
жизненные
ситуации:
господдержки в случае ОЖС.
болезнь, Особая жизненная ситуация. Социальное пособие. Форс – мажор.
Знание видов ОЖС и способов
потеря работы, природные и техногенные господдержки в случае ОЖС.
катастрофы
18 Чем может помочь страхование
Страхование. Виды страхования.
19 Какие бывают финансовые риски
Финансовые риски. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых
компаний, финансовое мошенничество. Представление о способах сокращения финансовых потерь.
20 Что такое финансовые пирамиды
Финансовое мошенничество. Финансовая пирамида.
21 Организация проектной деятельности
Особая жизненная ситуация. Социальное пособие. Форс – мажор. Знание видов ОЖС и способов
22 Выполнение
тренировочных
заданий, господдержки в случае ОЖС. Финансовые риски. Виды финансовых рисков. Финансовая пирамида.
проведение контроля «Риски в мире денег»
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем – 8 ч
23 Что такое банк и чем он может быть Банк. Коммерческий банк. Центральный банк. Виды операций, осуществляемых банками.
полезен
24 Польза и риски банковских карт
Банковская карта. Дебетовая карта. Кредитная карта.
25 Что такое бизнес
Бизнес. Малый бизнес. Основные финансовые правила ведения бизнеса
26 Как создать свое дело
Бизнес – план. Источники финансирования бизнеса. Структура бизнес – плана
27 Что такое валютный рынок и как он устроен Валюта. Мировой валютный рынок. Курс валюты. Влияние мирового валютного рынка на рынок России
28 Можно ли выиграть, размещая сбережения Способ определения курса валюты в экономике России
в валюте
29 Организация проектной деятельности
30 Выполнение
тренировочных
Банк. Коммерческий банк. Центральный банк. Виды операций, осуществляемых банками. Банковская
заданий, карта. Валюта. Мировой валютный рынок.
проведение контроля «Семья и финансовые
организации»
Человек и государство: как они взаимодействуют – 5 ч
31 Что такое налоги и зачем их платить
Налог ИНН. На что идут налоги в государстве.
32 Какие налоги мы платим
Прямые налоги. Косвенные налоги. Пошлины. Способы уплаты налогов.
33 Что
такое
пенсия
и
как
сделать
достойной
Способы пенсионных накоплений.
34 Организация проектной деятельности
35 Выполнение
проведение
государство»
её Пенсия. Пенсионная система. Пенсионный фонд. Принципы устройства пенсионной системы РФ.
тренировочных
контроля
Налог ИНН.
Прямые налоги. Косвенные налоги. Пошлины. Способы уплаты налогов. Пенсия.
заданий, Пенсионная система. Пенсионный фонд. Принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы
«Человек
и пенсионных накоплений.