МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 113
ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
Протокол № 1 от 29.08.2024
УТВЕРЖДЕНО
Приказ директора
МАОУ СОШ № 113
№ 183/2-од от 30.08.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Уровень образования: ООО
Классы: 5
Срок реализации: 1 год
Екатеринбург 2024
1. Планируемые результаты освоения курса
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3)
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия
народов
России
и
мира,
творческой
деятельности
эстетического характера.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;
3) смысловое чтение;
Регулятивные УУД:
4) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
5) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
6) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
7) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
8) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
Коммуникативные УУД:
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
Предметные
Выпускник научится:
Элементы теории множеств и математической логики
оперировать1 понятиями: определение, множество, элемент
множества, пустое, конечное и бесконечное множество,
подмножество, принадлежность, включение, равенство множеств;
определять принадлежность элемента множеству, объединению и
пересечению множеств;
задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного
описания;
оперировать понятиями: высказывание, истинность и ложность
высказывания,
отрицание
высказываний,
операции
над
высказываниями: и, или, не, условные высказывания (импликации);
Числа
оперировать понятиями: множество натуральных чисел,
множество целых чисел, множество рациональных чисел
понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального
числа;
выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов
рациональных вычислений;
выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;
1
Здесь и далее – знать определение понятия, уметь пояснять его смысл, уметь использовать понятие и его
свойства при проведении рассуждений, доказательств, решении задач.
сравнивать рациональные числа;
представлять рациональное число в виде десятичной дроби
упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенной и
десятичной дроби;
находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении задач.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
применять правила приближенных вычислений при решении
практических задач и решении задач других учебных предметов;
выполнять сравнение результатов вычислений при решении
практических задач, в том числе приближенных вычислений;
составлять и оценивать числовые выражения при решении
практических задач и задач из других учебных предметов;
записывать и округлять числовые значения реальных величин с
использованием разных систем измерения.
Тождественные преобразования
оперировать понятиями степени с натуральным показателем,
Уравнения и неравенства
оперировать понятиями: уравнение, корень уравнения
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
составлять и решать линейные уравнения,
уметь интерпретировать полученный при решении уравнения
результат в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи.
Текстовые задачи
решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи
повышенной трудности;
использовать разные краткие записи как модели текстов сложных
задач для построения поисковой схемы и решения задач;
различать модель текста и модель решения задачи,
конструировать к одной модели решения несложной задачи разные модели
текста задачи;
знать и применять оба способа поиска решения задач (от
требования к условию и от условия к требованию);
выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче,
исследовать полученное решение задачи;
анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения
двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении
(скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух
объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
исследовать всевозможные ситуации при решении задач на
движение по реке, рассматривать разные системы отсчёта;
осознавать и объяснять идентичность задач разных типов,
связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение). выделять
эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач,
конструировать собственные задач указанных типов;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в
задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых
абстрагировались), конструировать новые ситуации с учётом этих
характеристик, в частности, при решении задач на концентрации,
учитывать плотность вещества;
решать и конструировать задачи на основе рассмотрения
реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный
результат;
Статистика и теория вероятностей
оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы,
таблицы данных, среднее арифметическое,
извлекать информацию, представленную в таблицах, на
диаграммах, графиках;
решать задачи на вычисление вероятности с подсчетом
количества вариантов с помощью комбинаторики.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию,
представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, отражающую
свойства и характеристики реальных процессов и явлений;
2. Предметное содержание математической грамотности.
Раздел 1. Числа и вычисления
Средства математического действия (понятия, представления)
-позиционный принцип (многозначные числа) · свойства арифметических
действий
- деление с остатком, алгоритм Евклида
- рациональные числа
Математические действия
-сравнение многозначных чисел
-выполнение алгоритмических действий с многозначными числами
-прикидка
-элементы рационального счета
Раздел 2. Измерение величин
Средства математического действия (понятия, представления)
-отношение между числом, величиной и единицей
-формула площади прямоугольника
-Международная система измерения единиц СИ
- погрешность и точность приближения.
Математические действия
-прямое измерение длин линий и площадей фигур (непосредственное
«укладывание» единицы, «укладывание» единицы с предварительной
перегруппировкой частей объекта)
Раздел 3. Закономерности
Математические действия
-выявление
закономерности
в
числовых
и
геометрических
последовательностях и других структурированных объектах
-вычисление количества элементов в структурированном объекте
Раздел 4. Зависимости между величинами
Средства математического действия (понятия, представления)
-отношения между однородными величинами (равенство, неравенство,
кратности, разностное, «целого и частей»)
-производные величины: скорость, производительность труда и другие.
-соотношения между единицами
Математические действия
-решение текстовых задач.
-описание зависимостей между величинами на различных математических
языках (представление зависимостей между величинами на чертежах,
схемами, формулами и прочие.)
-действия с именованными числами
Раздел 5. Элементы геометрии
Средства математического действия (понятия, представления)
-форма и другие свойства фигур (основные виды геометрических фигур)
-пространственные отношения между фигурами
Математические действия
-распознавание геометрических фигур
3. Тематическое планирование учебного курса
5 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема
Натуральные числа. Действия с натуральными числами.
Рациональные способы устных вычислений.
Рациональные способы устных вычислений.
Основные свойства сложения и вычитания натуральных чисел.
Основные свойства умножения и деления натуральных чисел.
Натуральные числа и дроби.
Натуральные числа и дроби.
Арифметика дробей.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Арифметика дробей.
Решение тестовых заданий.
Действия над составными именованными величинами.
Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и метрические меры
длины.
Углы. Измерение углов.
Единицы площади, объема, массы, времени.
Система старинных мер. Как появилась метрическая система
мер.
Рещение тестовых заданий.
Множество. Элемент множества. Подмножество.
Объединение и пересечение множеств.
Диаграммы Эйлера-Венна
Представление данных с помощью таблиц, диаграмм, графиков.
Решение тестовых заданий.
Математические выражения. Запись, чтение и составление
выражений.
Значение выражения.
Перевод условия задачи на математический язык.
Работа с математическими моделями.
Работа с математическими моделями.
Задачи на совместную работу.
Задачи на дроби.
Решение тестовых заданий.
Что изучает геометрия. История ее возникновения. Основные
геометрические понятия.
Простейшие геометрические фигуры. Пространство.
Виды углов. Смежные и вертикальные углы.
Треугольник. Виды треугольников.
Решение тестовых заданий.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1