МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 113
ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
Протокол № 1 от 29.08.2024
УТВЕРЖДЕНО
Приказ директора
МАОУ СОШ № 113
№ 183/2-од от 30.08.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Практическая грамотность»
для обучающихся 7 класса
Екатеринбург 2024
Пояснительная записка
1. Содержание учебного курса
Программа курса состоит из трудных тем по орфографии. В программу
курса включён материал, углубляющий и расширяющий знания по
орфографии. Содержание данной программы составляет два круга вопросов:
1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на
углубление знаний учащихся по русскому языку;
2) вопросы, не связанные
дополнительный материал.
учебной
программой,
представляющие
Основные методы и приёмы работы:
- беседа;
- создание проблемной ситуации;
-орфографический анализ текстов различных стилей и типов;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- находить в словах изученные орфограммы,
- обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными
орфограммами,
- находить и исправлять орфографические ошибки;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
Содержание тем учебного курса:
-Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых гласных;
-Правописание корней с чередующимися гласными;
-Правописание согласных;
- Правописание ъ и ь;
-Правописание приставок;
- Правописание ё-о-е после шипящих и и-ы после ц в разных морфемах
слова;
-Орфограммы в окончаниях слов;
-Орфограммы в суффиксах разных частей речи;
-Правописание Н и НН в разных частях речи;
-Правописание частицы НЕ со всеми частями речи.
2. Планируемые образовательные результаты.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются
следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с
автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы
и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология
продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели
способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
занятия;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по
плану,
сверяя
свои
действия
целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
с
–
в
диалоге
с
учителем вырабатывать критерии
оценки
и определять степень успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология
продуктивного чтения и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
–
самостоятельно вычитывать все
виды
фактуальную,
подтекстовую,
текстовой
информации:
концептуальную;
адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста,
воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной
текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно,
сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его
методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её
и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем
принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой
ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является
сформированность следующих умений:
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных
частей речи;
– по лексике: пользоваться разными видами словарей;
– по морфемике и словообразованию: производить морфемный и
словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые
слова с помощью характерных для изученных частей речи способов
словообразования;
– по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить
морфологический разбор изученных частей речи; различать омонимичные
формы разных частей речи;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между
словами, правильно писать слова с изученными орфограммами;
обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические
ошибки; правильно писать изученные в 7-м классе слова с непроверяемыми
написаниями;
– по связной речи, чтению и работе с информаципей: составлять
предложения с учётом текстообразующих свойств изученных групп слов;
использовать синонимику предложений с деепричастными оборотами и
сложноподчиненных предложений, стилистически обоснованно использовать
предлоги, союзы;
3. Календарно- тематическое планирование
№
Программа курса
Кол-во
часов
1.
Введение. Основные принципы русской
орфографии
1
2.
Фонетический принцип
1
3.
Морфемный принцип. Образцы
морфемного анализа.
1
4
Правописание гласных в корне слова
3
5
Трудные темы орфографии. Правописание
приставок .
3
6
Правописание О-Ё-Е после шипящих
2
7
И-Ы после Ц
1
8
Правописание сложных слов.
3
9
Разделительные Ъ и Ь.
1
10
Склонение и правописание
количественных числительных
3
11
Правописание неопределенных и
отрицательных местоимений
2
12
Правописание личных окончаний глаголов.
1
13
Правописание суффиксов причастий
2
14
Правописание Н и НН в разных частях
речи
3
15
Правописание частицы НЕ со всеми
частями речи
3
16
Правописание наречий.
3
17.
Итоговое занятие.
1
Итого
4. Перечень учебно-методических средств обучения
34
Дата
1. В.И.Капинос, Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического
и итогового контроля. Русский язык. 6 класс. –М.: «Интеллект-Центр, 2012.
2. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 6 классе: книга для учителя. –М.:
Просвещение, 2008.
3. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. Русский язык, 7 класс. –
М.: Просвещение, 2012.
4. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. 500 правил и упражнений по русскому языку.
6 класс. –М.: ЗАО «Премьера», ООО «Издательство АСТ», 2012.
5. Т.А.Костяева. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому
языку: 6 класс. –М.: Просвещение, 2011.