Основы русской словесности_9_Учебный курс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 113

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

на Педагогическом совете
Протокол № 1 от 29.08.2024

Приказ директора
МАОУ СОШ № 113
№ 183/2-од от 30.08.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Лингвистический анализ»
для обучающихся 8 класса

Екатеринбург 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными
средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности.
Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний:
составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по
идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения
других авторов. Работа над решением заданий ОГЭ также является элементом развивающего
обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант
решения поставленной задачи.
Программа включает также работу над заданием повышенной сложности. Работа над
сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и
вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает воспитанника к
творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в
написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние воспитанники в будущем, они, прежде всего, должны
быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо
уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности
невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие
личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Таким образом, научить решать задания ОГЭ по русскому языку — одна из актуальных
проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РУССКОЙ
СЛОВЕСНОСТИ»
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для воспитанников 9
классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по
русскому языку в новой форме ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные
навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при
организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от
формы проведения воспитанники должны продемонстрировать результаты овладения нормами
современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил,
изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая
часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую,
лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и
пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику,
вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания
вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности
своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического
сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои
взгляды и позиции.
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и
анализе результатов выполнения заданий ОГЭ по русскому языку предыдущих лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностноориентированного обучения, признающего воспитанника главной фигурой образовательного
процесса.
Цели занятий реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого
воспитанника при его взаимодействии с учителем и другими воспитанниками. Обучение
строится на основе теоретической и практической формы работы.
Основные организационные формы вовлечения воспитанников в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Своеобразие и специфика данной программы состоит в том, что материал по
повторению и подготовке к экзамену в формате ОГЭ достаточно равномерно распределён по
занятиям в течение года.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ»
1. Воспитание уважительного и бережного отношения к русскому языку и литературе как
величайшим духовным, нравственным и культурным ценностям русского народа.
2. Освоение знаний о законах функционирования языка, о разновидностях употребления
языка и стилистической окраске слов и выражений, о стилистических возможностях
различных языковых средств — лексических, фонетических, грамматических — и форм
словесного выражения содержания, о тексте и его качествах, о значении средств
художественной изобразительности, о правилах речевого общения в разных ситуациях.
3. Овладение на основе этих знаний русским языком как средством общения и материалом
словесности, культурой устной и письменной речи, различными видами речевой
деятельности. Освоение умений творческого употребления литературного русского языка
для выражения собственных мыслей и чувств, для создания в соответствии со сферой и
ситуацией общения устных и письменных высказываний, не только соответствующих
нормам литературного языка, но и обладающих такими качествами, как убедительность и
выразительность.
4. Осознание эстетической ценности русского языка, развитие потребности в речевом
самосовершенствовании на основе изучения языка выдающихся произведений
словесности.
5. Понимание специфики языка художественной словесности, своеобразия словесного
выражения содержания в произведениях разных родов и видов. Восприятие произведения
как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы
выражения содержания, как целостного явления искусства слова. Овладение умением
самостоятельно постигать идейно-художественный смысл произведения в его родовой и
видовой специфике через его языковую ткань.
6. Осознание значимости чтения для развития личности; формирование потребности в
систематическом чтении. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного творчески воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Содержание

и

формы

учебного

процесса

определяются

Государственными

образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для
образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного
стандарта среднего общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного
учреждения. На программу изучения в 9 классе выделяется 1 час в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ»
Сжатое изложение
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту
публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое
изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить
комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в
тексте;
— умение адекватно воспринимать авторский замысел;
— умение вычленять главное в информации;
— умение сокращать текст разными способами;
— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи
содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, воспитанника необходимо прежде всего
научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная
информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел.
Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы воспитанник точно
понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Воспитанник должен
также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы
прослушанного текста.
Задания с кратким открытым ответом
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом
(2-12). Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания
исходного текста, выявляют уровень постижения воспитанниками его культурно-ценностных
категорий; проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической
компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как
языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения
орфографическими и речевыми нормами.
Сочинение
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (13.1, 13.2,
13.3), из которых воспитанник должен выбрать только одно. Оба задания проверяют
коммуникативную компетенцию воспитанников. В частности умение строить собственное
высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое
внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя
прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо воспитанникам в дальнейшей
образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Формы организации и виды деятельности
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные
навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при
организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо

от формы проведения воспитанники должны продемонстрировать результаты овладения
нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил,
изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая
часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую,
лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и
пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести
беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще.
Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей
позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического
сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои
взгляды и позиции.
Характеристика основных видов деятельности воспитанников (на уровне учебных действий):
- изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку;

- знакомство с критериями оценки выполнения заданий;
- работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ;
- работа с текстом, границы микротем исходного текста, определение темы, идеи, ключевых
(опорных) слов;
- знакомство со структурными особенностями сжатого изложения;
- знакомство и отработка основных приёмов компрессии исходного текста;
- создание собственного текста изложения, оценивание работы;
- работа с тестом, заполнение бланков;
- знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему;
- знакомство с критериями оценки выполнения заданий;
- подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему;
- написание сочинения на лингвистическую тему;
- практическое занятие;
- знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту;
- знакомство с критериями оценки выполнения заданий;
- подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту;
- написание сочинения-рассуждения по тексту.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по русскому языку являются:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
 овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение
вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к
преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения
или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
 способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
 способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
 умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке
Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения
народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и
общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе
самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы
текста, основной и дополнительной информации);
 владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
 владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы),
приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
 способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой, в том числе и на электронных носителях;
 адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными
видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации);
 умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и
использованных языковых средств;
говорение и письмо:
 умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный
текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
 способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;



умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом
замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ,
отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный
выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
 владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
 соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически
корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма
основных правил орфографии и пунктуации;
 способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных
ситуациях общения;
 осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения
её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных
коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого
общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст;
основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный,
лексический,
морфологический),
синтаксического
анализа
словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных
признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям
языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Тематическое планирование
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Раздел 1. Сжатое изложение
1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

Знакомство с тестом
в формате ОГЭ.
Комментарий
заданий
Структура задания
1.
Компрессия
текста: применение
способа замены
Компрессия текста:
применение
способа обобщения.
Компрессия текста:
применение
способа
исключения.
Практическая
работа. Отработка
навыков написания
сжатого изложения

1

1

1

1

1

Итого по разделу
5
Раздел 2. Задания с кратким открытым ответом
2.1
2.2
2.3
2.4

2.5

2.6

Анализ
текста.
Лексическое
значение слова.
Выразительные
средства лексики и
фонетики.
Фонетика
и
графика.
Орфография.
Правописание
корней.
Правописание
приставок.
Слитное, дефисное,
раздельное
написание.
Правописание
суффиксов
различных частей
речи.

1
2
1
2

2

2

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2.7
2.8
2.9

2.10
2.11
2.12

2.13

Лексика
фразеология.
Словосочетание.

и

2

Предложение.
Грамматическая
(предикативная)
основа
предложения.
Осложненное
простое
предложение.
Предложение
с
вводными словами.
Сложное
предложение. Виды
сложного
предложения.
Практическая
работа. Отработка
навыков работы с
тестами.

Итого по разделу
Раздел 4. Сочинение
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5

4.6

Задание
Структура
сочинениярассуждения.
Строим тезис.

2

2

2
2
2

1

1

23
15.

Приводим
аргументы.
Пишем заключение.
Практическая
работа. Отработка
навыков написания
сочинениярассуждения.
Контрольная работа
с вариантом ОГЭ.

Итого по разделу
Практические работы
Итоговые
контрольные работы
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
1

1

1
Материалы сайта ФИПИ
www.fipi.ru

1

6
3
1

34

1

3

Поурочное планирование
№
п/
п

1

2

3

4

5

Тема урока

Знакомство с
текстом в формате
ОГЭ.
Комментарий
заданий
Структура задания
1.
Компрессия
текста:
применение
способа замены
Компрессия
текста:
применение
способа
обобщения.
Компрессия
текста:
применение
способа
исключения.
Практическая
работа. Отработка
навыков
написания сжатого
изложения

Количество часов
В
с
е
г
о
1

Контрольн
ые работы

Практичес
кие работы

1

1

1

1
1

Анализ текста.
Лексическое
значение слова.

1

6

Выразительные
средства лексики и
фонетики.

1

7

Выразительные
средства лексики и
фонетики.

1

8

Дата
изучени
я

Электронны
е цифровые
образовател
ьные
ресурсы

9
10
11

12

13

14

15

16
17
18
19
20

21

Фонетика и
графика.
Орфография.
Правописание
корней.
Орфография.
Правописание
корней
Правописание
приставок.
Слитное,
дефисное,
раздельное
написание
Правописание
приставок.
Слитное,
дефисное,
раздельное
написание
Правописание
суффиксов
различных частей
речи
Правописание
суффиксов
различных частей
речи
Лексика и
фразеология
Лексика и
фразеология
Словосочетание

1

Словосочетание.
Практикум
Предложение.
Грамматическая
основа
предложения
Предложение.
Грамматическая
основа
предложения.
Практикум

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1

1

1

22

23

24
25
26

27

28

29

30

31
32

33

34

Осложненное
простое
предложение
Осложненное
простое
предложение
Предложение с
вводными словами
Предложение с
вводными словами
Сложное
предложение.
Виды сложного
предложения
Сложное
предложение.
Виды сложного
предложения
Практическая
работа. Отработка
навыков работы с
текстом
Практическая
работа. Отработка
навыков работы с
текстом
Задание 13.
Структура
сочинениярассуждения
Построение тезиса.
Практикум
Аргументация в
сочинении рассуждении
Сочинение –
рассуждение.
Заключение.
Практикум
Пробная работа
формата ОГЭ

1

1

1
1
1

1

1
1

1

1

1
1

1

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебное обеспечение:
1. ОГЭ 2023. Русский язык: Типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под
редакциейИ.П. Цыбулько - М.: Национальное образование, 2011
2. ОГЭ 2024. Русский язык: 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2024. 9 класс:
учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, С.В. Гармаш, О.Г. Гарькавская, Н.А. Гудаева;
под редакцией /Н.А Сениной. – Ростов н/Д.: Легион, 2023.
3. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9
класс (по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".
4. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная
итоговаяаттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".
5. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1968
Учебно - методическое обеспечение:
Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От
слова к словесности. 5 класс». — М., 2011.
Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 2007.
3.Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».