МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 113
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДЕНО
на Педагогическом совете
Протокол № 1 от 29.08.2024
Приказ директора
МАОУ СОШ № 113
№ 183/2-од от 30.08.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Лингвистический анализ»
для обучающихся 8 класса
Екатеринбург 2024
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной
и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи
и функциональной разновидности языка;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и
информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей
языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения
их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и
морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию
и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.
Обучающийся может научиться:
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности;
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;
- умение осмысливать прочитанное;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей,
справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.
Регулятивные УУД
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
- умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной
речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях
общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям
обучающихся основной школы;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи
мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
- критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего
мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
- использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения
своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- создание письменных текстов различных типов с использованием необходимых речевых
средств;
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей
русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе
получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национального языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке.
2. Содержание учебного курса
Лингвистический анализ текста включает:
Чтение текста
Определение темы, основной мысли текста
Определение заголовка текста
Определение стиля текста, типа текста
Составление плана текста
Выполнение разных видов языкового анализа на материале текста
Выполнение орфографического анализа и пунктуационного анализа текста
Составление собственных текстов различных жанров
Речь. Речевая деятельность.
Основные особенности функциональных стилей, языка художественной литературы.
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его
коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная и второстепенная
информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание,
рассуждение). Тексты смешанного типа.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым).
Информационная переработка текста.
Написание сочинений.
Культура речи.
Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные).
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Общие сведения о языке.
Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи,
использование их в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и
другие).
Фонетика.
Фонетический анализ слова.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование.
Морфемный анализ слова.
Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология.
Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы
современного русского литературного языка (нормы употребления слова и различение в
речи). Лексический анализ слова.
Морфология.
Морфологический анализ слова. Основные морфологические нормы русского
литературного языка (нормы образования форм слов разных частей речи и их
употребление). Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис.
Синтаксический анализ простого предложения. Понятие текста, основные признаки
текста (членимость, смысловая цельность связность, завершённость). Внутритекстовые
средства связи. Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация.
Орфографический анализ текста и пунктуационный анализ текста.
3. Тематическое планирование
№
1
8 класс.
Тема урока
Введение. Текст и его
строение.
Признаки
текста
2
Текст и его строение.
Признаки
текста.
Практикум
3
Текст
как
речевое
произведение.
Грамматическая связь
между частями текста
Абзац.
Микротема.
Анализ текста
4
Содержание урока
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных
видов языкового анализа на материале текста.
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение стиля текста, типа
текста. Выполнение разных видов языкового анализа на
материале текста.
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных
видов языкового анализа на материале текста.
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Орфографический анализ и
пунктуационный анализ текста.
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Орфографический
анализ и пунктуационный анализ текста.
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных
видов языкового анализа на материале текста.
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных
видов языкового анализа на материале текста.
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных
видов языкового анализа на материале текста.
5
Тема текста и его
микротемы. Практикум
6
Основная мысль текста
7
Основные
средства
связи предложений в
тексте
8
Основные
средства
связи предложений в
тексте
Лексические
средства
связи.
Практикум
Типы
речи. Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
Повествование. Анализ основной мысли текста. Определение заголовка текста.
текста
Выполнение разных видов языкового анализа на материале
текста.
Выполнение
орфографического
анализа
и
пунктуационного анализа текста
Описание.
Анализ Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
9
10
текста
11
Рассуждение.
текста
12
Анализ текстов разных
типов речи. Практикум
13
Подготовка
к
сочинению
рассуждению
на
нравственную тему
Обучающее сочинение
рассуждение
на
нравственную тему
Стилевое своеобразие
употребления
составного
именного
сказуемого
Назывные предложения
как
средство
выразительности
в
публицистике
Роль
неопределённоличных предложений в
тексте
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Анализ
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Выполнение разных видов языкового анализа на материале
текста.
Выполнение
орфографического
анализа
и
пунктуационного анализа текста
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Выполнение разных видов языкового
анализа на материале текста. Выполнение орфографического
анализа и пунктуационного анализа текста
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных
видов языкового анализа на материале текста.
Подготовка к сочинению - рассуждению на нравственную
тему
Обучающее сочинение - рассуждение на нравственную тему
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа текста
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа текста
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа текста
Роль
обобщённо- Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
личных предложений в основной мысли текста. Определение заголовка текста.
тексте
Определение стиля текста, типа текста. Выполнение
орфографического анализа и пунктуационного анализа текста
Роль
безличных Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
предложений в тексте
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных
видов языкового анализа на материале текста.
Экспрессивное
Экспрессивное использование односоставных предложений.
использование
Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
односоставных
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
предложений
Определение стиля текста, типа текста. Выполнение разных
видов языкового анализа на материале текста.
ХудожественноВиды речевой деятельности (чтение). Выполнение разных
изобразительные
видов языкового анализа на материале текста. Выполнение
свойства однородных орфографического анализа и пунктуационного анализа текста
членов предложения
ХудожественноВиды речевой деятельности (чтение). Выполнение разных
изобразительные
видов языкового анализа на материале текста. Выполнение
свойства однородных орфографического анализа и пунктуационного анализа текста
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
членов предложения.
Практикум
Обращение
как Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
изобразительное
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
средство синтаксиса
Определение стиля текста, типа текста. Составление плана
текста. Выполнение разных видов языкового анализа на
материале текста. Выполнение орфографического анализа и
пунктуационного анализа текста
Роль предложений с Виды речевой деятельности (чтение). Определение темы,
обособленными
основной мысли текста. Определение заголовка текста.
членами в тексте
Определение стиля текста, типа текста. Составление плана
текста. Выполнение разных видов языкового анализа на
материале текста.
Роль предложений с Виды речевой деятельности (чтение, письмо). Определение
обособленными
темы и основной мысли текста. Составление плана текста.
членами в тексте
Главная
и
второстепенная
информация
текста.
Информационная переработка текста.
Изобразительные
Виды речевой деятельности (чтение, письмо). Определение
возможности
темы и основной мысли текста. Составление плана текста.
предложений
с Главная
и
второстепенная
информация
текста.
вводными словами
Информационная переработка текста.
Изобразительные
Виды речевой деятельности (чтение, письмо). Определение
возможности
темы и основной мысли текста. Составление плана текста.
предложений
с Главная
и
второстепенная
информация
текста.
вводными
словами. Информационная переработка текста.
Практикум
Подготовка
к Подготовка к сочинению, связанную с анализом текста
сочинению, связанную
с анализом текста
Сочинение на тему, Сочинение на тему, связанную с анализом текста
связанную с анализом
текста
Основные
приемы Основные приемы компрессии (сжатия) текста
компрессии
(сжатия)
текста
Основные
приемы Основные приемы компрессии (сжатия) текста. Практикум
компрессии
(сжатия)
текста. Практикум
Практикум.
Сжатие Практикум. Сжатие текста
текста
Подготовка к сжатому Подготовка к сжатому изложению
изложению
Написание
сжатого Написание сжатого изложения по предложенному тексту
изложения
по
предложенному тексту