Положение о школьном психолого-педагогическом консилиуме 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Положение о школьном психолого-педагогическом консилиуме (далее – Положение) разработано на основании распоряжения Минпросвещения от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психологопедагогическом консилиуме образовательной организации», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 1.2. Школьный психолого-педагогический консилиум (далее – ППк) является одной из форм взаимодействия педагогических работников МАОУ СОШ № 113 (далее – школа) с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психологопедагогического сопровождения. 1.3. Задачами ППк являются: 1.3.1. Выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения. 1.3.2. Разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся. 1.3.3. Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся, содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования. 1.3.4. Контроль за выполнением рекомендаций ППк. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ППК 2.1. ППк создается приказом директора школы. 2.2. Общее руководство деятельностью ППк возлагается на директора школы. 2.3. В состав ППк входят: председатель ППк – заместитель директора, педагогпсихолог, учитель-логопед, социальный педагог. секретарь. Состав школьного ППк определяется для каждого конкретного случая сопровождения ребенка. Для рассмотрения конкретного случая в состав консилиума включают классного руководителя и других специалистов, включенных в обучение, воспитание, социализацию обучающихся. 2.4. Заседания ППк проводятся под руководством председателя ППк или лица исполняющего его обязанности. 2.6. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику обучающегося и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируется в заключении (Приложение 1). Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного обучающегося. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания. В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения ППк. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников, работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания. 2.7. При направлении обучающегося на психолого-медико-педагогическую комиссию (далее – ПМПК) оформляются Представления специалистов школы на обучающегося. 2.8.Представление ППк на обучающегося для предоставления на ПМПК выдается родителям (законным представителям) под личную подпись. 3. РЕЖИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ППК 3.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом школы на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся и отражается в графике проведения заседаний. 3.2. Заседания ППк подразделяются на плановые и внеплановые. 3.2.1. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного раза в полугодие для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого- педагогического сопровождения обучающихся. 3.2.2. Внеплановые заседания ППк проводятся: при зачислении нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития обучающегося; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося в соответствии с запросами родителей (законных представителей) обучающегося, педагогических и руководящих работников организации и в других случаях. 3.3. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и адаптации обучающегося. На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося. 3.4. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами участников образовательных отношений на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся. 3.5. Специалистам ППк за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер которой определяется школой самостоятельно. 4. ПРОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ 4.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого обучающегося. 4.2. Обследование обучающегося специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников организации с письменного согласия родителей (законных представителей). 4.3. Секретарь ППк по согласованию с председателем ППк заблаговременно информирует членов ППк о предстоящем заседании ППк, организует подготовку и проведение заседания ППк. 4.4. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций обучающемуся назначается ведущий специалист: учитель, классный руководитель или другой специалист. Ведущий специалист представляет обучающегося на ППк (Приложение 3, 4) и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости). 4.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк. 4.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации обучающегося. 5. СОДЕРЖАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ППК по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся 5.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе: – разработку адаптированных образовательных программ, специальных индивидуальных образовательных программ; – разработку индивидуального учебного плана; – адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; – предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь; – другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции школы. 5.2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося на основании медицинского заключения могут включать условия обучения, воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному плану, учебному расписанию, медицинского сопровождения, в том числе: – дополнительный выходной день; – организацию дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня/снижение двигательной нагрузки; – предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств; – снижение объема задаваемой на дом работы; – предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; – другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции школы. 5.3. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, могут включать в том числе: – проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционноразвивающих и компенсирующих занятий с обучающимся; – разработку индивидуального учебного плана; – адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; – профилактику асоциального (девиантного) поведения; – другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции щколы. 5.4. Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей). Приложение 1 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 113 620042, г. Екатеринбург,ул Бакинских Комиссаров, д. 50 Тел. (факс) +7(343)330-99-77 E-mail: soch113@eduekb.ru Сайт: http://113.uralschool.ru Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума МАОУ СОШ № 113 Дата: Общие сведения ФИО обучающегося: Дата рождения: Класс: Дата поступления в ОО: Образовательная программа: Причина направления: Выводы о имеющихся трудностях в развитии, обучении, адаптации и о мерах, необходимых для разрешения этих трудностей, включая определение видов, сроков оказания психолого-медико-педагогической помощи Психолого - педагогический статус (на момент обследования): педагогическое заключение, психологическое заключение, логопедическое заключение. Рекомендации педагогам/родителям (законным представителям) Приложение (планы коррекционно-развивающей работы, индивидуальный образовательный маршрут и другие необходимые материалы). Председатель ППк: Члены комиссии: педагог-психолог учитель-логопед учитель классный руководитель С решением ознакомлен(а)________________/________________________________________ (подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя) Заключение выдано ____202 г. _________________________________________________________ (подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя) Приложение № 2 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 113 620042, г. Екатеринбург,ул Бакинских Комиссаров, д. 50 Тел. (факс) +7(343)330-99-77 E-mail: soch113@eduekb.ru Сайт: http://113.uralschool.ru ПРЕДСТАВЛЕНИЕ психолого-педагогического консилиума МАОУ СОШ № 113 1. Общие сведения 1.1. ФИО ребенка. 1.2. Дата рождения, возраст. 1.3. Домашний адрес. 2. Объективные данные 2.1. В каком возрасте, из какой организации (учреждения) поступил. 2.2. Вид образовательной программы, по которой ребенок обучается. 2.3. Общее впечатление о ребенке (особенности внешнего вида, контактность). 2.4. Особенности латерализации. 2.5. Основные трудности, отмечаемые в обучении. 3. Характеристика познавательных процессов (с описанием количественных и качественных результатов). 3.1. Внимание. 3.2. Восприятие. 3.3. Память. 3.4. Мышление. 3.5. Интегративность отдельных психических процессов (зрительно-моторная и слухомоторная координации, пространственные представления). 4. Характеристика эмоционально-волевой сферы. 4.1. Соотношение процессов возбуждения и торможения. Фон настроения. 4.2. Способность к волевому усилию. 4.3. Уровень развития критичности. 4.4. Самооценка. 4.5. Я-концепция (отношение к себе). 4.6. Развитие индивидуального самосознания (сформированность образа Я) 4.7. Самоконтроль поведения. 4.8. Школьная и социальная адаптированность. 5. Другие особенности развития ребенка 5.1. Особенности работоспособности. 5.2. Особенности учебной деятельности. Темп деятельности. 5.3. Уровень обучаемости. Дата составления ФИО и подпись председателя ППК ФИО и подпись директора, печать учреждения Приложение № 3 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 113 620042, г. Екатеринбург,ул Бакинских Комиссаров, д. 50 Тел. (факс) +7(343)330-99-77 E-mail: soch113@eduekb.ru Сайт: http://113.uralschool.ru ХАРАКТЕРИСТИКА (составляет учитель) 1. Общие сведения 1.1. ФИО ребёнка. 1.2. Дата рождения, возраст. 1.3. Домашний адрес (адрес регистрации по месту жительства (населенный пункт, улица, дом, квартира, пр.), адрес фактического проживания. 2. Объективные данные 2.1. Состав семьи. Условия и особенности воспитания. 2.2. В каком возрасте, из какой организации (учреждения) поступил. 2.3. Программа, по которой обучается в данном учреждении, класс, год обучения, дублирование программы (сколько раз, в каком классе), перерывы в обучении и их причины. 2.4. Сведения о прохождении ПМПК ранее (указать номер заключения, дату выдачи и рекомендации педагогам). 3. Информация об условиях и результатах обучения 3.1 Условия обучения: - класс/группа; - программа обучения форма обучения; - особенности адаптации; - отношение к учебной деятельности; - отношение к словесной инструкции педагога. 3.2 Сформированность учебных навыков - как успевает, в чем заключаются особенности или трудности усвоения программы: - характер ошибок; - развитие моторики и речи; - для младших школьников, с какой степенью готовности ребенок пришел в школу. 3.3 Соответствие объема школьных знаний, умений и навыков требованиям программы с оценкой динамики обученности: математика. чтение. письмо. другие предметы. В чем вероятная причина недостатков в обучении. 3.4 Характеристика обучаемости: какие виды помощи использует учитель, насколько эффективна помощь. Конкретизировать информацию о соблюдении учебной дисциплины: - характеристика работоспособности; - уровень общего развития; - общая осведомленность ребенка о себе; - взаимоотношение обучающегося с коллективом; - какие меры коррекции применялись, и их эффективность; - особенности семейного воспитания; - отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям; - возможности ребенка. Дата составления. ФИО и подпись учителя. ФИО и подпись директора. М.П. Приложение № 4 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 113 620042, г. Екатеринбург,ул Бакинских Комиссаров, д. 50 Тел. (факс) +7(343)330-99-77 E-mail: soch113@eduekb.ru Сайт: http://113.uralschool.ru ХАРАКТЕРИСТИКА (составляет учитель) 1. Общие сведения: Ф.И.О ребенка Дата рождения Адрес регистрации по месту жительства Адрес фактического проживания Сведения о родителях (законных представителях) С кем проживает ребенок Контактная информация семьи 1.1. История обучения до обращения на ПМПК: обучался ли где-либо до поступления в эту образовательную организацию оставался ди на второй год, в каких классах (для детей школьного возраста) причины перевода из другой образовательной организации (в случаях, если ребенок поступил на обучение из другой образовательной организации). 2. Детализированная информация об условиях и результатах обучения ребенка в образовательной организации: класс / группа программа обучения: общеобразовательная основная/адаптированная форма обучения (указывается, если ребенок обучается на дому, дистанционно и др.) возраст поступления в образовательную организацию, степень подготовленности; сколько времени находится ребенок в данной образовательной организации; особенности адаптации ребенка к данной образовательной организации отношение к учебной (в ДОО — к детской продуктивной, игровой, познавательной) деятельности, отношение ребенка к словесной инструкции педагога, реакция на нее, сформированность учебных (для школьника — коммуникативных, навыков самообслуживания, игровых и др.) навыков; как успевает ребенок, в чем заключаются особенности или трудности усвоения им программы (для школьника — принимает ди участие в организуемых занятиях, в т.ч. дополнительных; в чем особенности его участия, как ведет себя во время занятий: проявляет заинтересованность, стремление выполнить задания; в игровой деятельности — наличие стремления включиться в игру, использование предетовзаместителей; характер действий с игрушками: стереотипные манипуляции, хаотическая смена игрушек или осмысленные и целенаправленные действия, принятие на себя роли, возможность игры с правилами, предлагает сам иргу и стремится быть понятым сверстниками и т. п.), характер ошибок (отдельно по математике, письму, чтению и другим предметам); развитие моторики (общая моторная неловкость, двигательная расторможенность, преимущественные недостатки мелкой моторики, какую деятельность затрудняют) и речи (речью не пользуется, речь малопонятна, пользуется речью преимущественно для коммуникации, может отвечать на занятиях, формулировать свои мысли); для младших школьников информация о том, с какой степенью готовности ребенок пришел в школу (абсолютно не готов, слабо подготовлен, подготовлен удовлетворительно) и какую динамику дал в процессе обучения (почти никакой, очень слабую, недостаточную, достаточную). 3. Соответствие объема школьных знаний, умений и навыков требованиям прораммы с оценкой динамики обученности: Математика. Указать, пришел в школу, зная порядковый счет в пределах …, умея пересчитывать предметы (в пределах...), зная цифры. Как быстро их усвоил. Мог ли сравнить количества (больше, меньше, столько же). Легко ли научился обозначать количество цифрой? Легко ли научился понимать математические знаки (+, - ,=,<,>). Понимал ли слова, обозначающие пространственные направления и отношения (вверх, низ, право, лево, над, под, меньше). Научился ли ориентироваться в пространстве? Понимает ли смысл арифметических действий (сложения, вычитания, умножения, деления). Понимает ли смысл арифметических задач? Может ли записать их решение? Чтение. Указать, пришел в школу, зная буквы, умея сливать их слоги, умея читать. Чему научился? Какие ошибки в чтении (выбрать нужное): не может запомнить буквы, путает сходные по написанию буквы, не может сливать в слоги, ошибается при прочтении слогов со стечением согласных, не может читать слова (или читает их побуквенно, не понимая смысла). Читает, но допускает следующие ошибки: пропуски, замены, искажения, дополнения слов или частей слов; медленный темп чтения, попытки начинать чтение заново, длительные запинки, потеря места в тексте, неточное чтение фраз, перестановка слов в предложении или букв в словах. Читает достаточно бегло, но отмечается неспособность пересказать содержание прочитанного, сделать выводы из прочитанного. Письмо. Пишет правой или левой рукой. Указать, пришел в школу, умея писать печатными буквами (только свое имя, отдельные слова с большим количеством ошибок, количество ошибок зависело от сложности слова). При усвоении письма наблюдались трудности (выбрать нужное): в написании элементов букв, в написании букв, при необходимости перевода печатной буквы в письменную, смешение букв, сходных по начертанию. Нарушено списывание. Нарушено преимущественно самостоятельное письмо. Другие предметы (обязательно указать, справляется ли ребенок с заданиями на уроках рисования, труда; охарактеризовать уровень моторного развития на уроках физкультуры). В чем вероятная причина недостатков в обучении: нет понимания материала; понимание есть, но резко нарушено внимание; понимание есть, только при индивидуальной работе, в классе самостоятельно работать не может; понимание есть, но мотивация к обучению отсутствует. 4. Характеристика обучаемости: Должно быть указание на то, какие виды помощи использует учитель: объяснения после уроков, подсказку на уроках, прямой показ того, как надо делать. Насколько эффективна помощь: недостаточная (эффективность помощи неравномерна, в некоторых видах деятельности или заданиях помощь не дает результата), низкая (помощь малоэффективна, ребенок быстро все забывает). Конкретизировать информацию о соблюдении учебной дисциплины можно с помощью выбора подходящих из следующих формулировок: Нарушение учебной дисциплины практически нет. Нарушение учебной дисциплины нет, но ребенок не включается в учебное взаимодействие. Нарушает учебную дисциплину преимущественно из-за непонимания учебных норм (например, может встать, ходить по классу и т. п.). Не может правильно вести себя весь урок, мешает другим детям ненамеренно, поскольку очень активен. Специально мешает другим детям. Для учеников подросткового возраста в характеристике указывается, с какого года обучения (класса) проблемы стали очевидными, в чем они заключались (недостаточное понимание материала по большинству (всем) предметам, по отдельным предметам — указать каким, недостатки усвоения учебного материала предположительно связывались с плохим посещением занятий). Рекомендуется проводить сведения о формальной успеваемости по основным предметам, обратить особое внимание на описание частоты и характера конфликтов с соучениками, педагогами, поведения в конфликте, проявлений переживаний по поводу конфликтов. Перечислить основные проступки, вызвавшие тревогу у педагогов. Указать, с обучающимися какого возраста предпочитает общаться (младшими, старшими, своего возраста). Охарактеризовать интересы, увлечения. Для ребенка любого возраста в характеристику включаются сведения о его работоспособности (трудности включения в задание, замедленный темп его выполнения в сравнении с другими детьми, неравномерная или снижающаяся продуктивность деятельности, высокий темп деятельности с недостаточным вниманием к качеству и т. п.) и особых трудностях (дисфункциях), наблюдаемых в учебном процессе (отвлекаемость, утомляемость, невозможность сосредоточиться, недостаток ориентировки на листе бумаги, неразличение правой и левой сторон и т. п.); В завершение характеристика оценивается: уровень общего развития (степень отставания от большинства детей в классе/группе); общая осведомленность ребенка о себе (оценивается в соотнесении с календарным возрастом); взаимоотношение обучающегося с коллективом сверстников, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети; какие меры коррекции применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и пр.); особенности семейного воспитания (строгое, попустительское, непоследовательное, ребенку уделяется недостаточно внимания); отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отставания либо равнодушное или неадекватное отношение, пр.). В характеристике отражаются возможности ребенка, на которые можно опираться в педагогической работе, а также обобщенные выводы педагога и его пожелания по организации дальнейшего обучения ребенка. Следует указать цель составления документа, дату его оформления, характеристика заверяется печатью с подписью руководителя образовательной организации (уполномоченного лица), а также подписывается классным руководителем. Оригинал Характеристики составляется в 3-х экземплярах (один на ПМПК, второй - на приём к психиатру, третий хранится в Карте ребенка в школе, необходимо сдать педагогу-психологу).