ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе нормативных документов: 1726-р - Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 –ФЗ « Об образовании в РФ». - Приказ Министерства Просвещения РФ от 09 ноября 2018 года № 196 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - Концепция развития дополнительного образования детей, (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р), далее Концепция развития дополнительного образования детей. - Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей». (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол № 11 от 30.11.2016 ) (далее Федеральный приоритетный проект) дополнительного образования детей Свердловской области»; - Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области»; - Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области»; - Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от30.03.2018 № 162 – Д « Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; - Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от26.06.2019 № 70– Д « Об утверждении методических рекомендаций»; Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня, одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требует укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины. Актуальность Программы заключается в том, что обществу нужны здоровые, мужественные , смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине. Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейших духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит учащемуся усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественноисторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности Данная Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. На занятиях используются нетрадиционные формы: тематические беседы, предметные недели, встречи, конкурсы, праздники, посвященные памятным датам, игры, викторины, уроки мужества. Цель программы: Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентирами, установками , мотивами деятельности и поведения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Задачи: I. Воспитательные (личностные): - формирование духовно- патриотических ценностей у обучающихся; - воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу; - повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития обучающихся; - приобретение обучающимися знаний по технике безопасности и жизненно важным Гигиеническим навыкам; - развитие и совершенствование навыков поведения; - формирование интереса к регулярным занятиям над совершенствованием своего тела и двигательных умений; II. Развивающие (матапредметные): - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - находить и выделять при помощи взрослых информацию необходимую для выполнения заданий из разных источников; - развитие общеучебных умений и личностных качеств: внимательности, наблюдательности, старательности, настойчивости, целеустремленности, креативности, инициативности, ответственности, самостоятельности, способности к самоконтролю ,адекватной оценке своей деятельности; - развивать умение классифицировать военные знания, описывать процесс строевого движения, наиболее сложные строевые действия. III. Образовательные (предметные). - овладение умениями формировать понятия о безопасности личности, общества и государства; - анализировать обобщать и сравнивать, выделять причинно- следственные связи; - овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи в вопросах гражданственности и патриотизма, выбирать средства реализации поставленных целей , оценивать результаты своей деятельности; - формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, индивидуальные подходы к патриотизму и гражданственности; - развивать умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника понимать его точку зрения на иное мнение; признавать право другого человека; - знать специальную военную терминологию; В данной программе реализуются все элементы деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата…) Продуктивная деятельность создает на занятиях уникальную основу для самореализации личности. Она отвечает возрастным особенностям психического развития детей среднего школьного возраста, когда ученики могут самостоятельно реализовать свои умения заслужить одобрение и получить признание. Именно на таких занятиях могут закладываться основы трудолюбия, и способности к самовыражению , в продуктивной творческой работе, формируются социально-ценные практические умения., опыт преобразовательной деятельности и развитие творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации. Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики обучающихся и для социальной адаптации в целом. Занятия являются комплексными и интегративными. Уровень программы – базовый Направленность программы – социально-гуманитарная Форма обучения - очная. Условия реализации программы – данная программа предполагает обучение детей 11-14 лет. Программа рассчитана продолжительностью 74 учебных часа. Занятия 1 раз в неделю. по 2 академических часа. 37 недель. Формы работы : коллективно-групповые занятия, конкурсы, соревнования, индивидуальные зачеты и первенства, тренинги, упражнения. Методы обучения: обьяснительно- иллюстративный, познавательный, частично-поисковый, исследовательский. Педагогические приемы: сотрудничество позволяющее педагогу и обучающемуся быть партнерами в увлекательном процессе образования. Контрольная диагностика: виды контроля : текущий (наблюдение за деятельностью в процессе занятий. Промежуточный –конкурсы, соревнования. Итоговый – открытые и зачетные занятия, участие в соревнованиях Учебный план № Наименование раздела п\п 1 Раздел I .Вводная часть 2 Раздел II. Строевая подготовка 3 Раздел III. Школа выживания 4 Раздел IV. Медицинская подготовка 5 Раздел V. Прикладная физическая подготовка 6 Раздел VI. Огневая подготовка 7 Раздел VII. Екатеринбург в мундире Всего Всего часов 2 24 Теория Практика Форма контроля 1 2 1 22 Опрос тестирование Наблюдение конкурс зачет 12 2 10 12 3 9 Опрос наблюдение соревнования Зачет 10 2 8 12 2 10 2 0 2 74 12 62 Опрос наблюдение соревнования Опрос наблюдение соревнования Содержание учебного плана Раздел I .Вводная часть Теория и практика. Задачи, план и порядок занятий Презентация. Диагностика уровня знаний Знакомство с понятиями патриотизм, героизм. Правила техника безопасности на теоретических занятиях и во время проведения практических занятий. Встреча с участниками отряда Вахты памяти Поста № 1.Видеоряд. Раздел II. Строевая подготовка Практика. Изучение и отработка приемов: выхода и возвращения в строй, перестроение в строю..Выход из строя и возвращение в строй, подход к командиру и отход от него, основные команды . Двухшереножный строй, одношереножный строй, шеренга, колонна. Исполнительная команда. Предварительная команда, Направляющий, замыкающий. Практическая отработка приемов выхода и возвращения в строй, перестроения в строю. Теория. Устав ВС РФ. Рассказ, демонстрация, просмотр видеоряда по теме. Раздел III. Школа выживания Практика. Ориентирование на местности Компас. Азимут. Ориентирование по солнцу, полярной звезде местным признакам. Групповая работа с раздаточным материалом. Теория. Особенности и способы работы с картой. Топографическая карта, масштаб карты, численный масштаб, линейный масштаб, величина масштаба. Система координат, координатная сетка Условные знаки на карте Беседа ,просмотр презентации, групповая работа с раздаточным материалом. Раздел IV. Медицинская подготовка Теория Средства оказания первой медицинской помощи и профилактики поражений. Первая медицинская помощь при ранениях переломах ушибах вывихах Виды повязок Практика Первая медицинская помощь при ожогах, отморожениях, несчастных случаях и отравлениях. Простейшие способы восстановления дыхания и сердечной деятельности. Практический зачет на лучшее отделение санинструкторов. Раздел V. Прикладная физическая подготовка Теория: Правила выполнения самостоятельных занятий ОФП и предупреждение травматизма. Подбор заданий для самостоятельных занятий. Гигиена и закаливание. Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости. Упражнения и игры на развитие скоростно-силовых качеств. Практика Упражнения и игры на развитие ловкости и силы. Командные игры. Раздел VI. Огневая подготовка Теория Изучение устройства образцов стрелкового оружия и принципа работы его частей и механизмов : пневматическая винтовка , автомат Калашникова Изучение общих сведений из внутренней и внешней баллистики. Меры безопасности и команды, подаваемые при выполнении практических стрельб. Практика Овладение навыками обращения с оружием, подготовка оружия к стрельбам. Правила заряжения и разряжение оружия, изготовка к стрельбе. Разборка и сборка автомата Калашникова. Приемы стрельбы лежа , с упора, стоя без упора. Выполнение зачетных нормативов стрельбы из пневматической винтовки. Практическая подготовка ручных учебных гранат к применению. Индивидуальное первенство. Раздел VII. Екатеринбург в мундире Практика Несение почетной Вахты памяти на Посту № 1 Календарный учебный график на 2020 – 2021 учебный год по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Я – гражданин России». Дата Форма организации занятий Раздел I .Вводная часть (2час) 1 1нед. сентября Презентация Количество Тема часов 2 ( 1+1) Вводное занятие. Ратная история России. История ВС Форма контроля Беседа, анкета «Что я знаю?» РФ (теория) Полоса препятствий (практика.) Раздел II. Строевая подготовка (24 час) 2 2 нед сентября Лекция 2 (2 +0) наблюдение Строевой Устав Вооруженных сил РФ Строй и его элементы Предварительная и исполнительная команды. Ответ на приветствие на месте Строевая стойка. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь» «Смирно» «Вольно» Головной убор «снять – надеть» Шеренга. Колонна. Однощереножный строй, Двухшереножный строй Строевая стойка. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь» «Смирно» «Вольно» Повороты на месте. Перестроение из одной шеренги в две и обратно. Выход из строя, подход к начальнику, возвращение в строй Движение строевым шагом Опрос Наблюдение 2 (0+2) Движение строевым шагом, направляющий замыкающий Движение строевым шагом, направляющий замыкающий Строевая подготовка 2 (0+2) Строевая подготовка 3 3 нед сентября Практическое занятие 2 (0+2) 4 4 нед сентября Практическое занятие 2 (0+2) 5 1 нед. октября Практическое занятие 2 (0+2) 6 2 нед. октября Практическое занятие 2 (0+2) 7 3 нед. октября Практическое занятие 2 (0+2) 8 4 нед. октября Практическое занятие 2 (0+2) 9 5 нед. октября 2 (0+2) 10 1нед ноября 11 2 нед ноября 12 3 нед ноября 13 4 нед ноября Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 2 (0+2) 2 (0+2) Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Зачет на лучшее отделение Индивидуальный зачет Раздел III. Школа выживания (12 час) 14 1 нед декабря Практикум 2(0+2) 15 2 нед декабря Практикум 2(0+2) 16 3 нед декабря Практикум 2(0+2) 17 4 нед декабря Практикум 2(0+2) Собираясь в туристический поход. Правила безопасности Понятие об ориентировании определение сторон горизонта по компасу Ориентирование на местности без карты, определение сторон горизонта по местным предметам , доклад о своем местонахождении Средства и способы страховки. Вязка узлов. Наблюдение Наблюдение Опрос наблюдение 18 3 нед января Практикум 2(0+2) 19 4 нед января Лекция 2(2+0) Средства и способы страховки. Вязка узлов. Определение магнитного азимута на местности. Виды костров и установка палатки наблюдение Оказание первой медицинской помощи Виды кровотечений и их характеристика Правила и техника остановки кровотечений Понятия о переломах первая помощь при переломах Тест, опрос Тест, опрос Раздел IV. Медицинская подготовка (12 час) 20 5 нед января Лекция 2(2+0) 21 1 нед февраля Презентация 2(0+2) 22 2 нед февраля 2(1+1) 23 3 нед февраля Лекция презентация Практикум Беседа Презентация Практикум Медицинская помощь при остановке сердца. Непрямой массаж сердца Искусственная вентиляция легких 25 1нед марта Практикум 2(0+2) Правила транспортировки раненых и наложения стерильных повязок Раздел V. Прикладная физическая подготовка (10 час) 24 4 нед февраля 2(0+2) 2(0+2) Тест, опрос Опрос Опрос Тест опрос Тест опрос 26 2 нед марта Лекция беседа 2(2+0) 27 3 нед марта Практикум 2(0+2) 28 4 нед марта Практикум 2(0+2) Правила выполнения самостоятельных занятий ОФП и предупреждение травматизма Упражнения для развития общей выносливости Силовая подготовка опрос 29 1 нед апреля Урок-игра 2(0+2) Спортивные игры 30 2 нед апреля Целостноигровое занятие 2(0+2) Упражнения и игры на развитие ловкости и силы Командные игры Соревнования Вооружение и боевая техника ВС РФ Общее устройство и принцип работы стрелкового оружия приемы и правила стрельбы Стрельба из пневматической винтовки Снаряжение магазина патронами опрос Сборка и разборка автомата Калашникова Индивид зачет Наблюдение индив. зачет Наблюдение индив. зачет Соревнования на лучшее отделение Раздел VI. Огневая подготовка (12 час) 31 3 нед апреля Лекция 2(2+0) 32 4 нед апреля Практическое занятие 2(0+2) Практическое 2(0+2) занятие 34 1 нед мая Практическое 2(0+2) занятие 35 2 нед мая Практическое 2(0+2) занятие Раздел VII. Екатеринбург в мундире (2 час) 33 5 нед апреля наблюдение Индивид. зачет Индивид зачет 36 37 3 нед мая 4 нед мая Практика Соревнования 2(0+2) 2(0+2) Вахта памяти Пост № 1 Итоговое занятие Требования к уровню подготовки выпускников По окончании курса данной программы, обучающиеся должны Знать: - технику безопасности на занятиях по физической, стрелковой, строевой подготовке; - материальную часть автомата Калашникова; - назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата Калашникова; - специфику физической подготовки; - последовательность неполной сборки и разборки АК – 47; - государственную и военную символику; - Дни воинской славы России; - Структуру Вооруженных Сил Российской Федерации; - правила оказания первой медицинской помощи при различных видах травм; - правила безопасного поведения у водоемов, при пожаре, в природных экстремальных ситуациях; - опасные природные факторы и защиту от их влияния; - современные средства поражения; - мероприятия ГО при защите населения; Уметь: - выполнять неполную сборку и разборку АК – 47; - выполнять строевые приемы на месте и в движеиии по одному и в отделении, согласно строевому Уставу ВС РФ; - выполнять перевязку при различных видах травм, останавливать кровотечение; - применять различные туристические узлы , в зависимости от ситуаций; - применять различные способы преодоления естественных препятствий. Материально-техническое обеспечение Помещение, для проведения занятий Спортивный зал Спортивная площадка Стадион Интерактивная доска Макет АК Перевязочные материалы Носилки Литература И.А.Пашкович. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработка занятий. Волгоград 2006. А.А.Обухова. Патриотическое воспитание подрастающего поколения. Методическое пособиеВоронеж.2006. – 166с. Педагогика. Психология. Управление. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия 1. – – 11 классы М.: ВАКО, 3006. 368с. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» : Кн. Для учителя. – М .: Просвещение.2001.- 160с. . А.И. Аверин .А И..Науменко : Начальная военная подготовка:Учеб. Для учащихся 10-11 кл. – 8-е .М.: Просвещение , 1985 .. – 265с. Интернет-ресурсы Живая история.рф //http://xn---7sbfpkcaba0dcvcigai5ug. xn---p1ai /https://www.polkrf.ru /http:// учебные презентации.рф/