ОО 113. ДОП Эстрадный вокал.
























Оглавление
Пояснительная записка
уровни сложности программы
Объём и режим занятий
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. Стартовый уровень. Первый год обучения. Групповые занятия.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. Стартовый уровень. Первый год обучения. Солисты.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА. Стартовый уровень. Первый год обучения.
Групповые занятия.
Планируемые результаты
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. Стартовый уровень. Второй год обучения. Групповые занятия.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. Стартовый уровень. Второй год обучения. Солисты.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА. Стартовый уровень. Второй год обучения.
Групповые занятия
Планируемые результаты
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. Стартовый уровень. Третий год обучения. Групповые занятия.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. Стартовый уровень. Третий год обучения. Солисты.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА. Стартовый уровень. Третий год обучения.
Групповые занятия.
Планируемые результаты
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. Базовый уровень. Четвёртый год обучения. Групповые занятия.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. Базовый уровень. Четвёртый год обучения. Солисты
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА. Базовый уровень. Четвёртый (и
последующие) год обучения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»
художественной направленности разработана в соответствии с требованиями нормативных документов:
 Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ (далее – Закон об образовании);
 Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
 Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»
 Уставом МАОУ СОШ №113
Актуальность программы связана с увлечением большого количества людей современной джаз,
рок и поп музыкой, поэтому во внешкольной работе, помимо академического пения, встала
необходимость ввести занятия эстрадного пения, как индивидуального, так и в ансамбле.
Программа «Эстрадный вокал» рассчитана на детей в возрасте от 7 до 17 лет.
Вокальное искусство позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка,
способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает
реализовать потребность в общении. Приобщение детей к певческому искусству, способствует
развитию их творческой фантазии, погружает в удивительный мир звуков. Вокальное искусство –
обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Перед педагогом стоит задача не только научить
детей воспринимать красоту музыки, но и через музыкальные образы способствовать пониманию самой
жизни и закономерностей общественного развития, с помощью музыкального искусства помогать
нравственному становлению личности.
За основу данной программы взяты программы «Эстрадный вокал» авт. Усарева Н.В.,
Устьянцева С.Ю. г. Камышлов, 1997 г., «Музыкальное воспитание и основы вокала» авт. Кашляев В.В.,
Черемисова Л.Ф. и Эстрадное пение» авт. Палашкина Г.В. г. Москва, 2002 г.
Основными целями обучения эстрадному пению являются:

Удовлетворение потребности общества и личности в эстетическом воспитании;

Получение дополнительных углубленных знаний в области музыки;

Возможность интересно, содержательно организовать свой досуг;

Возможность творчески выразить себя индивидуально и в коллективе;

Возможность социального и предпрофессионального самоопределения.
Цель программы - певческое развитие учащихся, приобщение их к основам мировой
музыкальной культуры, развитие музыкально-эстетического вкуса, расширение общего кругозора, на
основе исполнения лучших образцов отечественной и зарубежной песенной литературы.
Задачи:
Образовательные

сформировать важнейшие умения и навыки эстрадно-вокальной техники;

обучить навыкам самостоятельной, грамотной, осмысленной работы над своим голосом и
репертуаром;

научить разбираться в музыкальном содержании и форме произведения, в идейной и
эмоциональной сущности текста (его содержания, настроения, кульминации).

выявить музыкальные способности учащихся

научить свободному ориентированию в работе с техникой (микрофонами, фонограммами
и т.д.);
Воспитательные
 воспитать личность, способную к творчеству, обладающую художественным вкусом;
 сформировать мотивацию на здоровый образ жизни;

сформировать мотивацию к самосовершенствованию: участие в конкурсах, фестивалях,
концертах;
 создать условия для развития патриотизма, воспитания уважения к истории;
 приобщить к богатству общечеловеческой культуры, духовным ценностям своего народа,
формирование осознанного стремления ребенка к дальнейшему духовному обогащению;
 воспитать человека культуры, развить мотивации детей к познанию и творчеству
Развивающие

Развить личную инициативу и творческую фантазию в трактовке произведений;

развить вокальный слух и певческий голос, чувство ритма;

развить четкость дикции и навыки декламационной выразительности.
Задачи певческого развития учащихся будут решаться в процессе:

Практических работ (упражнений, этюдов, импровизации);

Репетиционных работ и работ над конкретными произведениями;

Познавательных бесед о джазе и эстраде;

Участие в конкурсах, фестивалях, концертах.
Программный материал рассчитан на четыре года обучения (четвертый и последующие годы –
совершенствование мастерства), осваивается поэтапно, в зависимости от возраста и индивидуальных
вокальных данных ученика.
Направленность программы – художественная.
Содержание программы включает два уровня сложности: стартовый (1-3 года обучения) и
базовый (4 и последующие года).
Объём и режим занятий: групповые - 2 занятия по 2 (академических) часа в неделю, сольные –
1 занятие по 2 (академических) часа в неделю.
Групповые занятия проводятся небольшими группами по 10-15 человек с использованием
игровых форм и методов обучения.
Каждый учащийся в процессе обучения должен последовательно освоить технику эстрадного
пения (дыхание, звукообразование, мышечная и голосовая раскрепощенность, координация голоса).
Обучение основано на организации самонаблюдения, самоанализа и индивидуального творчества
ученика, что будет способствовать реализации возможностей и способностей ребенка.
Итоги реализации данной образовательной программы подводятся в следующих формах:
открытые занятия, отчетные концерты, тематические концерты в школе и на выезде, участие в
фестивалях, конкурсах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В ходе занятий учащиеся коллектива эстрадной песни овладевают вокальными и хоровыми
навыками и совершенствуют их, учатся работать над собственным вокальным звуком, формируют
тембр, тренируют дыхание, постепенно доводя все это до максимально приближенного к
профессиональному. Работа над вокальной исполнительской техникой ведется систематично, в течение
всех лет обучения.
Учебной основой для занятий служат различные музыкально-вокальные упражнения и вокализы,
предлагаемые педагогом, а также произведения детской и современной эстрады.
Занятия строятся на интересе. Проявляется это в вокальных, дыхательных упражнениях,
связанных с жизнью, со знакомыми звуковыми представлениями и ассоциациями. Для раскрытия
творческого потенциала используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные
импровизации.
В коллектив принимаются дети с различными музыкальными данными. В наших условиях, когда
в группу чаще всего набираются дети со средними музыкальными способностями, требуется гибкое
использование намеченной программы. Основные принципы, формы и методы работы на занятиях
представляют собой некий синтез. Это соединение принципов, форм и методов преподавания,
используемых в музыкальных профессиональных и общеобразовательных школах.
Занятия строятся примерно по одному и тому же плану:
1.
Разминка, разогрев вокального аппарата

Дыхательная гимнастика

Проверка работы мышц мягкого неба

Гимнастика для губ и языка

Упражнения на развитие резонаторных ощущений

Попевки с использование различных слогов
По методике «ФМРГ» В.В. Емельянова


Работа над произведением
 Показ – исполнение песни, прослушивание записи
 Раскрытие содержания произведения, его взаимосвязь со средствами музыкальной
выразительности
 Разучивание мелодии, работа над отдельными фразами и слогами
 Работа над эмоциональной передачей содержания исполняемого произведения, решение
актерских задач
 Пение под фонограмму
3.
Постановка номера
 Работа с микрофоном под фонограмму
 Разучивание танцевальных движений для номера (консультация хореографа)
 Выполнение этюдов, сценок, импровизаций
2.

Важную часть программы составляют индивидуальные занятия. На индивидуальные занятия
приглашаются особо одаренные дети, а также дети, которым для развития способностей требуется
более пристальное внимание педагога.
ОБЪЁМ ПРОГРАММЫ (В ЧАСАХ) ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
Кол-во часов в
Кол-во часов в
неделю (групповые) неделю (сольные)
Стартовый уровень
4
2
1 год обучения
Стартовый уровень
4
2
2 год обучения
Стартовый уровень
4
2
3 год обучения
Базовый уровень
4
2
4 год обучения

Итого в год на одну
группу
222
222
222
222

№
п/п
1

2

3
3.1
3.2
3.3
3.4
4

5

№
п/п
1

2
2.1
2.2
2.3

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Стартовый уровень. Первый год обучения. Групповые занятия.
Темы
Теория Практика Общее
(час)
(час)
(час)
Диагностика музыкальных способностей
Прослушивание,
детей (проверка музыкального слуха,
опрос, беседа
ритма, голоса). Выявление уровня
1
1
музыкального развития, индивидуальных
музыкальных возможностей
Теория образования звука и работа
Опрос, беседа,
вокального аппарата, охрана и гигиена
1
1
анкетирование
голоса
Постановка голоса
Голосовой аппарат, техника дыхания.
Практические
1
13
14
Дыхательные упражнения
занятия
Дикция, артикуляция. Гимнастика для губ
Практические
1
13
14
и языка. Работа над дикцией
занятия
Строй, ансамбль. Работа над унисоном.
Практические
1
14
15
Координация слуха и голоса
занятия
Вокально-хоровые упражнения
1
30
31
Знакомство и работа с микрофоном
Участие в
конкурсах, отчетные
1
30
31
концерты,
творческие
мероприятия
Работа над произведениями,
Участие в
формирование навыков пения с
конкурсах, отчетные
фонограммой
1
40
41
концерты,
творческие
мероприятия
ИТОГО
7
141
148
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Стартовый уровень. Первый год обучения. Солисты.
Темы
Теория Практика Общее
(час)
(час)
(час)
Теория образования звука и работа
вокального аппарата, охрана и гигиена
1
1
голоса
Постановка голоса
Голосовой аппарат, техника дыхания.
2
2
Дыхательные упражнения
Дикция, артикуляция. Гимнастика для
2
2
губ и языка. Работа над дикцией
Работа над интонацией, диапазон
2
2

2.4

Вокально-хоровые упражнения

3

Работа с микрофоном

4

Работа над произведениями,
формирование навыков пения с
фонограммой

12

12

27

27

28

28

Формы контроля
Опрос, беседа,
анкетирование
Практические
занятия
Практические
занятия
Практические
занятия
Практические
занятия
Участие в
конкурсах, отчетные
концерты,
творческие
мероприятия
Участие в
конкурсах, отчетные
концерты,
творческие

мероприятия
ИТОГО

1

73

74

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Стартовый уровень. Первый год обучения. Групповые занятия.
Тема 1. Диагностика музыкальных способностей детей (проверка музыкального слуха,
ритма, голоса). Выявление уровня музыкального развития, индивидуальных музыкальных
возможностей.
Программа рассчитана на занятия с детьми разной степени одаренности, поэтому на данном
этапе очень важно определить уровень музыкально-вокального развития ребенка, чтобы в дальнейшем
наметить пути индивидуального развития каждого. Для этого применяются различные упражнения и
приемы позволяющие определить диапазон голоса, способность точно интонационно воспроизводить
мелодию, уровень развития ритмического слуха.
Тема 2. Теория образования звука и работа вокального аппарата, охрана и гигиена голоса.
Образование звука. Строение и работа вокального аппарата. Отличие речи от пения. Гигиена
голоса при заболеваниях.
Тема 3. Постановка голоса
3.1 Голосовой аппарат, техника дыхания. Дыхательные упражнения
Особенности выполнения вдоха и выдоха при пении. Дыхательная гимнастика:
Длинный вдох – длинный выдох
Короткий вдох – короткий выдох
Упражнения «Паровозик», «Собачка», «Свеча» ( ФМРГ Емельянова В.В.)
3.2 Дикция, артикуляция. Гимнастика для губ и языка. Работа над дикцией.
Гимнастика для губ и языка:

Покусать кончик языка;

Пощелкать языком «Лошадки»;

Упражнение «Иголочка»;

Упражнение «Щеточка»;

Скороговорки (ФМРГ Емельянова В.В.)
3.3
Строй, ансамбль. Работа над унисоном. Координация слуха и голоса
Выстраивание тона на одном звуке с использованием приема «закрытое ухо». Движение по
тонам в пределах терции
3.4
Вокально-хоровые упражнения
Вокальные упражнения, попевки на 2-3 нотах в пределах терции с использованием различных
слогов и гласных (ми, мэ, ма, А, О, У). Не допускается форсированное исполнение.
Тема 4. Знакомство и работа с микрофоном.
К работе с микрофоном можно приступать только после того как большинство детей начинают
чисто интонировать, перед началом работы необходимо провести инструктаж по технике безопасности.
Следует сразу приучать детей к контролю за звучанием своего голоса в звукоусиливающую аппаратуру.
Тема 5. Работа над произведениями, формирование навыков пения с фонограммой.
Работа над музыкальным произведением включает в себя показ (исполнение песни педагогом,
прослушивание записи), раскрытие содержания произведения, разучивание текста и мелодии по фразам,
которые на первоначальном этапе должны быть короткими, соединение фраз, выразительное
исполнение. Прослушивание фонограммы, пение под фонограмму-минус.
Концертная деятельность
Независимо от уровня развития даже на первоначальном этапе каждый ребенок должен
попробовать себя в концертных выступлениях на школьной сцене, реализовать приобретенные
знания, умения и навыки на практике. Возможно, это будет выступление групповое в финале концерта,
либо небольшое сольное выступление.
Задачи первого года обучения

сформировать навыки певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной
«опоры»)

сформировать начальные навыки певческой артикуляции

сформировать певческую установку

сформировать навыки интонационно устойчивого пения в диапазоне 1-1,5 октав

познакомить с правилами безопасности при работе с микрофоном и основными
правилами работы с ним

Репертуар - детские эстрадные песни (одноголосие), народные песни и попевки.
Планируемые результаты
В результате первого года обучения, учащиеся должны овладеть основами певческого дыхания
(спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения (люфт-пауза), выработка
равномерного выдоха), мягкого нефорсированного звука, умением чисто интонировать мелодию,
научиться элементарным вокальным упражнениям в медленном темпе с использованием следующих
интервалов: малая и большая секунды, терции, октава; петь в унисон (для ансамбля); разучить 2-3 песни
различного характера.
Учащиеся должны ознакомиться с основами вокального искусства, получить теоретические
сведения о гигиене голоса, об артикуляционном аппарате, вокальной стойке. Выполнять упражнения
артикуляционной гимнастики,пользоваться своей мимикой.
На отчетном концерте выразительно и образно исполнить 1-2 песни под фонограмму (-1).
Соблюдать культуру поведения в зале и на сцене, умение работать в ансамбле, уметь слышать
педагога, внимательно относиться друг к другу.

№
п/п
1
2
2.1

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Стартовый уровень. Второй год обучения. Групповые занятия.
Темы
Теория Практика Общее
(час)
(час)
(час)
Теория образования звука и работа вокального
1
1
аппарата, охрана и гигиена голоса.
Постановка голоса.
Техника дыхания. Дыхательные упражнения.
1
13
14

2.2

Гимнастика для губ и языка.

2.3

Резонаторные ощущения.

2.4

Вокально-хоровые упражнения. Элементы
многоголосия. Развитие диапазона.
Работа над произведениями. Фразировка.
Нюансы. Динамика. Темп. Дикция.

3

4

Развитие актерских способностей. Этюды.

5

Общее развитие мышечно-двигательного
аппарата. Танцевальные движения.
Постановка номера. Работа с микрофоном.

6

7

История эстрады и джаза, слушание музыки.
ИТОГО

№
п/п
1
2
2.1

Гимнастика для губ и языка.

2.3

Резонаторные ощущения.

2.4

Вокально-хоровые упражнения. Развитие
диапазона.
Работа над произведениями. Фразировка.
Нюансы. Динамика. Темп. Дикция.

4

6

6

6

1

12

13

1

49

50

6

6

6

6

40

42

4
8

4
140

Развитие актерских способностей. Этюды.

Практические
занятия
Практические
занятия
Практические
занятия
Практические
занятия
Участие в
конкурсах,
отчетные
концерты,
творческие
мероприятия
Практические
занятия
Практические
занятия
Участие в
конкурсах,
отчетные
концерты,
творческие
мероприятия
Опрос, беседа,
анкетирование

148

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Стартовый уровень. Второй год обучения. Солисты.
Темы
Теория Практика Общее
(час)
(час)
(час)
Теория образования звука и работа вокального
1
1
аппарата, охрана и гигиена голоса.
Постановка голоса.
Техника дыхания. Дыхательные упражнения.
2
2

2.2

3

6

Формы
контроля
Опрос, беседа,
анкетирование

2

2

2

2

12

12

25

25

2

2

Формы
контроля
Опрос, беседа,
анкетирование
Практические
занятия
Практические
занятия
Практические
занятия
Практические
занятия
Участие в
конкурсах,
отчетные
концерты,
творческие
мероприятия
Практические

5
6

Общее развитие мышечно-двигательного
аппарата. Танцевальные движения.
Постановка номера. Работа с микрофоном.

ИТОГО

1

3

3

25

25

73

74

занятия
Практические
занятия
Участие в
конкурсах,
отчетные
концерты,
творческие
мероприятия

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Стартовый уровень. Второй год обучения. Групповые занятия.
Тема 1. Теория образования звука и работа вокального аппарата, охрана и гигиена голоса
Поскольку в коллектив принимаются все желающие, возникает необходимость ежегодного
повторения теории по работе вокального аппарата и охране голоса. Н еобходимо научить
детей бережно относиться к своему голосу.
Тема 2. Постановка голоса
2.1
Техника дыхания, дыхательные упражнения
Понятие «певческая установка», контроль за движением ребер во время вдоха и выдоха,
задержание вдоха «люфт-пауза», выработка равномерного выдоха, ощущения опоры. Упражнение
«озвученные вдохи приемом в себя» Упражнение «Насос», «Качели»
2.2
Гимнастика для губ и языка
Вырабатываем умение разогревать артикуляционный аппарат. Закрепляется комплекс
упражнений
Упражнения «Уточка», «Трубочка», «Лягушка»
2.3
Резонаторные ощущения
Освоение и развитие головного и грудного резонаторов. Упражнение «Мычание-нычание»
Упражнение «Лошадка»
2.4
Вокально-хоровые упражнения. Элементы многоголосия. Развитие диапазона.
Формирование основных свойств голоса: звонкости, полетности, микстового звучания,
тембровой ровности. Важно воспитать умения внимательно слушать себя и отмечать
свои ошибки. Мягкая «атака» звука. Попевки и небольшие вокализы в пределах квинты.
Упражнения с элементами двухголосия.
Тема 3. Работа над произведениями. Фразировка. Нюансы. Динамика. Темп. Дикция.
Показ произведения. Раскрытие содержания, его взаимосвязь со средствами
музыкальной выразительности. Воспитание бережного отношения к слову, развитие навыков
выразительного исполнения.
Тема 4. Развитие актерских способностей. Этюды.
Эстрадное пение — синтетический вид искусства, поэтому для более яркой подачи требуется
развитие актерских способностей учащихся. Этюды и игровые упражнения «Кошка и воробей»,
«Печатная машинка» и т.д. Декламация на дыхании (басни, стихи). Упражнения на передачу
эмоционального состояния радости, печали, восторга, удивления, страха и пр.
Тема 5. Общее развитие мышечно-двигательного аппарата. Танцевальные движения.
Разминка. Развитие мышц брюшного пресса. Упражнения - повороты головой, плечи, руки,
кисти. Танцевальные шаги, пластичные движения руками, танцевальные элементы. Разучивание
танцевальных движений для постановки номера
Тема 6. Постановка номера, работа с микрофоном
Работа с микрофоном под фонограмму-минус. Коллективное и индивидуальное творчество,
совместная фантазия детей и педагога. Выработка умения сценического общения со зрителем и
другими участниками коллектива. Отработка синхронности и красоты движений.
Тема 7. История эстрады и джаза, слушание музыки
Эстрада. Основные направления и стили. Современная детская эстрада.
Детские эстрадные коллективы Свердловской области. История эстрады в России.
Концертная деятельность
Участие в школьных концертах, праздниках. Участие в районных и городских конкурсах и фестивалях.
Отчетный концерт в конце учебного года.

Задачи второго года обучения:

развивать певческое дыхание (навык пения на опоре);

развивать навыки певческой артикуляции;

закрепить навык интонационно чистого пения в певческом диапазоне от «ля» малой
октавы до «фа» 2-ой октавы;

работать над высокой певческой позицией;

сгладить переходные звуки;

формировать ощущения головного и грудного резонирования;

развивать навыки звуковедения: пение легато, нон легато, стаккато;

развить навык свободного пения без эмоциональной перегрузки, ведущей к форсированию
звука;

закрепить навык работы с микрофоном под фонограмму (-1);

ввести упражнения на раскрепощение мышц, освобождение их от зажимов;

развивать пластичность движений и музыкальности;
Репертуар - детские эстрадные песни (с элементами многоголосия), народные песни, элементы
джазового вокала.
Планируемые результаты
В результате второго года обучения учащиеся должны расширить диапазон голоса до 1,5 октав,
выровнять звучность гласных, сознательно выполнять поставленные задачи, видеть свои недостатки и
стремиться исправить их, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность певческого звучания.
Правильно формировать гласные звуки и произносить согласные звуки.
Выработать организованное дыхание, связанное с ощущением опоры. Учащиеся должны уметь
чувствовать движение мелодии, динамику её развития и кульминацию произведения, познакомиться с
элементами двухголосия, стремиться к вокально-творческому самовыражению. Уметь правильно и
артистично двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
В течение года учащиеся должен разучить 3-4 вокальных произведений различного характера и
содержания. Исполнить на отчётном концерте ярко, образно, эмоционально 3-4 песни под фонограмму
(-1), научиться свободно и эстетично вести себя на сцене, петь в микрофон и общаться со зрителями,
активно участвовать в общественной и культурной жизни коллектива.
Соблюдать культуру поведения в зале и на сцене, уметь работать в ансамбле, уметь слышать
педагога, внимательно относиться друг к другу.

№
п/п
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
3

4
5

6

7

№
п/п
1
2
2.1

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Стартовый уровень. Третий год обучения. Групповые занятия.
Темы
Теория Практика Общее Формы
(час)
(час)
(час)
контроля
Охрана и гигиена голоса.
Опрос, беседа,
1
1
анкетирование
Постановка голоса.
Дыхательная гимнастика. Гимнастика для губ
Практические
6
6
и языка.
занятия
Упражнения на развитие грудного резонатора.
Практические
6
6
занятия
Упражнения на развитие головного
Практические
13
13
резонатора.
занятия
Эстрадно-джазовые упражнения. ВокальноПрактические
1
12
13
хоровые упражнения.
занятия
Знакомство с элементами движений
Практические
современных танцев. Пластическая
6
6
занятия
импровизация.
Этюды на развитие актерских способностей.
Практические
6
6
занятия
Работа над выразительным и эмоциональным
Участие в
исполнением музыкальных произведений.
конкурсах,
отчетные
1
49
50
концерты,
творческие
мероприятия
Постановка номера. Работа с микрофоном.
Участие в
конкурсах,
отчетные
43
43
концерты,
творческие
мероприятия
История эстрады и джаза, слушание музыки.
Опрос, беседа,
4
4
анкетирование
ИТОГО
7
141
148
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Стартовый уровень. Третий год обучения. Солисты.
Темы
Теория Практика Общее
(час)
(час)
(час)
Теория образования звука и работа вокального
1
1
аппарата, охрана и гигиена голоса.
Постановка голоса.
Техника дыхания. Дыхательные упражнения.
2
2

2.2

Гимнастика для губ и языка.

2.3

Резонаторные ощущения.

2.4

Вокально-хоровые упражнения. Развитие
диапазона.
Работа над произведениями. Фразировка.
Нюансы. Динамика. Темп. Дикция.
Развитие актерских способностей. Этюды.

3
4
5

Общее развитие мышечно-двигательного
аппарата. Танцевальные движения.

2

2

2

2

12

12

25

25

2

2

3

3

Формы
контроля
Опрос, беседа,
анкетирование
Практические
занятия
Практические
занятия
Практические
занятия
Практические
занятия
Практические
занятия
Практические
занятия
Практические
занятия

6

Постановка номера. Работа с микрофоном.

ИТОГО

1

25

25

73

74

Участие в
конкурсах,
отчетные
концерты,
творческие
мероприятия

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Стартовый уровень. Третий год обучения. Групповые занятия.
Тема 1. Охрана и гигиена голоса
Беседа об охране голоса. Гигиена и лечение больного голоса. Переутомление голоса.
Хронические заболевания голосового аппарата.
Тема 2. Постановка голоса
2.1
Дыхательная гимнастика. Гимнастика для губ и языка.
Ключичное и диафрагменное дыхание. Дыхание «животом». У пражнения с максимально
расширенным ртом НГА, НГО, НГУ и т.д. Упражнение «Т-ц-ц-ц», «Смех». Скороговорки.
2.2
Упражнения на развитие грудного резонатора
Осознание грудных вибрационных ощущений. Выработка навыка произвольного управления
лицевой мускулатурой. Непрерывный визуальный контроль в зеркале. Цикл упражнений в
диапазоне: не ниже фа малой и не выше ми-бемоль первой октав.
2.3
Упражнения на развитие головного резонатора
Активизация голосового аппарата во втором регистре. Регистровый порог. Упражнения «Чайка»,
«А-у-у-у», «Пых».
2.4
Эстрадно-джазовые упражнения. Вокально-хоровые упражнения.
Совершенствование основных свойств голоса: звонкости, полетности, микстового звучания,
тембровой ровности. Вокальный зевок. Двух-трехголосные упражнения. Упражнения на развитие
субтона. Выработка певческого вибрато.
Тема 3. Знакомство с элементами движений современных танцев. Пластическая
импровизация.
Разучивание движений современных танцев. Свободное движение под музыку разного характера.
Совмещение танцевальных движений и вокализации.
Тема 4. Этюды на развитие актерских способностей.
Этюды и игровые упражнения «Настроение», «Характер» и т.д. Декламация на дыхании (басни,
стихи). Этюды-импровизации на темы исполняемых произведений.
Тема 5. Работа над выразительным и эмоциональным исполнением музыкальных
произведений.
Определение формы и основной мысли произведения. Фразировка, построение фраз,
кульминация. Поиск нюансов, придающих особую выразительность исполнению. Эмоциональное
исполнение, распределение дыхания.
Тема 6. Постановка номера, работа с микрофоном
Работа с микрофоном под фонограмму-минус. Коллективное и индивидуальное творчество,
совместная фантазия детей и педагога. Поиск форм сценического общения со зрителем и другими
участниками коллектива. Отработка синхронности и красоты движений.
Тема 7. История эстрады и джаза, слушание музыки
Концертная деятельность
Участие в школьных концертах, праздниках. Участие в районных и городских, областных
конкурсах и фестивалях. Отчетный концерт в конце учебного года.
Задачи третьего года обучения:

Развивать певческое дыхание (увеличение продолжительности фонационного выдоха);

развивать навыки певческой артикуляции (свобода и подвижность артикуляционного
аппарата);

развивать тембровые возможности голоса (развитие и укрепление ощущения своих
резонаторов);

развивать динамические возможности голоса;

работать над выразительностью исполнения – фразировкой, агогикой (сопоставление двух
темпов, замедление, ускорение, фермата), динамической нюансировкой;

работать над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику,
жесты, пластику движений;

совершенствовать навыки работы с микрофоном под фонограмму (-1);

развивать способность двигаться в музыке и с музыкой;

создать условия для пробы самостоятельного сценического оформления номера.
Планируемые результаты
В результате третьего года обучения учащиеся должны свободно пользоваться навыками
певческого дыхания: уметь распределить вдох на всю музыкальную фразу; продолжить нарабатывать
физические упражнения для укрепления мышц живота.
Учащиеся должны научиться петь естественно, ровным по тембру голосом, исполнять свою
партию в ансамбле в простейших двухголосных произведениях.
Для наработки резонаторных ощущений и развития дыхания отрабатывать упражнения. Знать
правила логики речи (нахождение и выделение главного слова, несущего логическое ударение) и
применять при исполнении песен. Исполнять песни разного характера, соло и в ансамбле. Проявлять
повышенный интерес к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое
самовыражаться. Уметь слышать красоту своего голоса и показать исполнительское мастерство;
самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям
различных стилей и жанров. Уметь свободно и пластично двигаться во время исполнения вокального
номера, представить песню в виде небольшой сценки. Показать слаженное звучание голосов и
коллективные органичные движения в ритме песни.
В конце учебного года эмоционально – образно исполнить 4-5 песен разного характера,
пользуясь микрофоном, в сопровождении инструментальных фонограмм (-1).
Обладать необходимыми психологическими качествами вокалиста - актёра: эмоциональность,
внимание, быстрота реакции, развитое воображение; чуткое и внимательное отношение к партнёрам по
сцене, друзьям и близким; уметь быть раскрепощённым и свободным в обыгрывании песни на сцене.


№
п/п
1
2
2.1
2.2
2.3

2.4
3
4
5

6

7

№
п/п
1
2
2.1

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Базовый уровень. Четвёртый (и последующие) годы обучения. Групповые занятия.
Темы
Теория Практика Общее Формы
(час)
(час)
(час)
контроля
Охрана и гигиена голоса.
Опрос, беседа,
1
1
анкетирование
Постановка голоса.
Дыхательная гимнастика, гимнастика для губ
Практические
5
5
и языка.
занятия
Упражнения на развитие резонаторов,
Практические
1
4
5
тембральных красок голоса.
занятия
Упражнения со специфическими эстрадноПрактические
джазовыми приемами: опевание, субтон,
1
4
5
занятия
вибрато.
Джазовые и блюзовые упражнения,
Практические
1
4
5
построенные на аккордах.
занятия
Пластическая импровизация, элементы
Практические
16
16
современной хореографии.
занятия
Этюды на развитие актерских способностей.
Практические
12
12
занятия
Работа над произведениями.
Участие в
конкурсах,
отчетные
1
48
49
концерты,
творческие
мероприятия
Постановка номера. Работа с микрофоном.
Участие в
конкурсах,
отчетные
1
39
40
концерты,
творческие
мероприятия
История эстрады и джаза, слушание музыки.
Опрос, беседа,
9
10
анкетирование
ИТОГО
15
133
148
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Базовый уровень. Четвёртый (и последующие) годы обучения. Солисты
Темы
Теория Практика Общее
(час)
(час)
(час)
Теория образования звука и работа вокального
1
1
аппарата, охрана и гигиена голоса.
Постановка голоса.
Техника дыхания. Дыхательные упражнения.
2
2

2.2

Гимнастика для губ и языка.

2.3

Резонаторные ощущения.

2.4

Вокально-хоровые упражнения. Развитие
диапазона.
Работа над произведениями. Фразировка.
Нюансы. Динамика. Темп. Дикция.
Развитие актерских способностей. Этюды.

3
4
5

Общее развитие мышечно-двигательного
аппарата. Танцевальные движения.

2

2

2

2

12

12

25

25

2

2

3

3

Формы
контроля
Опрос, беседа,
анкетирование
Практические
занятия
Практические
занятия
Практические
занятия
Практические
занятия
Практические
занятия
Практические
занятия
Практические
занятия

6

Постановка номера. Работа с микрофоном.

ИТОГО

1

25

25

73

74

Участие в
конкурсах,
отчетные
концерты,
творческие
мероприятия

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Базовый уровень. Четвёртый (и последующие) годы обучения.
Тема 1. Охрана и гигиена голоса
Беседа об охране голоса. Хронические заболевания голосового аппарата. Ларингит. Причины
расстройства голосовой функции. Гигиенические правила и способы, помогающие справиться с
профессиональными трудностями.
Тема 2. Постановка голоса
2.1
Дыхательная гимнастика. Гимнастика для губ и языка.
Координация работы выдыхательной мускулатуры с работой голосового аппарата. Активизация
фонационного выдоха. Упражнение «Губной свист. Скороговорки. Выдувание воздуха через сомкнутые
губы со звуком.
2.2
Упражнения на развитие резонаторов, тембральных красок голоса.
Осознание резонаторных ощущений. Резонаторные ступени. Упражнения для «смешивания»
грудных и головных вибрационных ощущений.
2.3
Упражнения со специфическими джазовыми приемами: опевание, субтон, вибрато,
фруллато.
Упражнения «Аве Мария», «Ро-о-о», «Ри-и-и-и-и», «Пакипо патейто», «Стопн-дедо»
2.4
Джазовые и блюзовые упражнения, построенные на аккордах.
Упражнения – отрывки джазовых и блюзовых композиций. Импровизация.
Тема 3. Пластическая импровизация. Элементы современной хореографии.
Движения современной хореографии. Эмоциональное движение под музыку. Совмещение
танцевальных движений и вокализации.
Тема 4. Этюды на развитие актерских способностей.
Этюды и игровые упражнения. Декламация на дыхании. Этюды-импровизации на темы
исполняемых произведений.
Тема 5. Работа над произведениями.
Определение формы и основной мысли произведения. Фразировка, построение фраз,
кульминация. Теория «лунного озера». Поиск нюансов, придающих особую выразительность
исполнению. Эмоциональное исполнение, распределение дыхания.
Тема 6. Постановка номера, работа с микрофоном
Работа с микрофоном под фонограмму-минус. Коллективное и индивидуальное творчество,
совместная фантазия детей и педагога. Поиск форм сценического общения со зрителем и другими
участниками коллектива. Отработка синхронности и красоты движений.
Тема 7. История эстрады и джаза, слушание музыки
Концертная деятельность
Участие в школьных концертах, праздниках. Участие в районных и городских, областных
конкурсах и фестивалях. Отчетный концерт в конце учебного года.
Задачи четвёртого(и последующих) года обучения:

закрепить навыки певческого дыхания (до автоматизма)

развить беглость голоса на легато и стаккато

продолжить работу над выразительностью сценического образа, передаваемого через
мимику, жесты, пластику движений

работать с микрофоном под фонограмму (-1)

развить навыки артикуляции (дикционной ясности, чёткости, звукопроизношения при
пении в умеренных и быстрых темпах)

развить навыки вокального интонирования (работа над точностью интонирования и
лёгкостью звучания голоса в быстрых темпах)

развить навыки импровизации в джазовых композициях

совершенствовать навыки многоголосного пения в ансамбле

Репертуар - современная эстрада и джаз, мюзиклы, народная музыка, романсы, сочинения
западной и русской классики.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате четвертого (и последующих) года обучения учащиеся должны закрепить
полученные ранее вокально-технические навыки. Соответственно способностям, учащиеся должны
овладеть подвижностью голоса, овладеть различными динамическими оттенками, чёткой грамотной
артикуляцией, расширить свой певческий диапазон, пользоваться мягкой и твердой атакой, выявить
красивый индивидуальный тембр. Уметь петь вокальные упражнения, включающие мажорные и
минорные гаммы, мажорные и минорные трезвучия, скачки на квинту, октаву вверх и вниз в
подвижных темпах и с различными ритмическими трудностями. Исполнять двухголосные произведения
и слышать различные голоса.
Учащиеся должны свободно пользоваться техникой беглости или «мелкой» техникой.
Самостоятельно контролировать резонаторные ощущения, владеть музыкальными штрихами, активной
подачей голоса, проявлять самостоятельность в выразительно осмысленном исполнении
разнохарактерных песен. Уметь раскрыть свою исполнительскую индивидуальность и работать в
ансамбле, анализировать свое и чужое исполнение.
В течение года учащиеся должны разучить и отработать 5-6 произведений различного
характера. В конце учебного, на отчетном концерте исполнить 4 - 5 песен разного характера, пользуясь
микрофоном, в сопровождении инструментальных фонограмм.
Обладать устойчивыми навыками культуры поведения, общения, чувством ответственности и
потребностью в концертной деятельности, стремлением совершенствовать вокально-сценическое
мастерство.
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.
Помещение для теоретических и практических занятий
2.
Фортепиано, зеркала, сцена
3.
Звукоусиливающая аппаратура, микрофоны, микшерский пульт
4.
Звукозаписывающая студия
5.
Концертные костюмы, реквизит
6.
Методическая литература, словари, справочники, аудио-пособия
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
На занятиях используется видео- и аудио-курсы по вокальным методикам различных авторов:
эстрадно-джазовый курс Хачатурова В.Х.;

пение в речевой позиции С. Риггса; ф

фонопедический метод В.В.Емельянова;

эстрадный курс «Вокальный успех» В.Воршип;

курс лекций «Эстрадный певец: специфика профессии» Л.Р. Сёминой;

видеоуроки педагогов других студий
Применяются фоно- и видеотеки с записями различных эстрадных вокалистов и вокальных
групп, джазовых исполнителей, в том числе современных детских ансамблей и групп.
Нотные издания с вокализами, джазовыми этюдами, вокальными произведениями. Методические
пособия по предметам эстрадный вокал, техника речи, актёрское мастерство и пр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Абелян Л. М. Забавное сольфеджио. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего
школьного возраста – М. Издательское объединение «Композитор» 1992.
2.
Абелян Л. М. Как Рыжик научился петь. Учебное пособие для детей дошкольного и
младшего школьного возраста – М. Издательство «Советский композитор» 1989.
3.
Вахромеев В. А. Элементарная теория музыки – М. Издательство «Музыка» 1966.
4.
Власенко О.П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников / (О.П. Власенко). –
Волгоград: Издательство «Учитель» 2007.
5.
Гарина З. Голос. Музыкальная грамота для вокалистов – М. Издательство АСТ 2015.
6.
Гонтаренко Н. Б. Уроки сольного пения. Вокальная практика – Ростов-на-Дону Феникс
2015.

7.
Искусство вокала. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении
фортепиано. Ровнер В. – СПб. Издательство «Невская НОТА» 2010.
8.
Кабалевский Д. В. Как рассказывать детям о музыке? Книга для учителя – М.
«Просвещение» 2005.
9.
Карягина А. В. Современный вокал. Методические рекомендации – СПб. Издательство
«Композитор» 2012.
10.
Крюкова В. В. Музыкальная педагогика – Ростов-на Дону Феникс 2002.
11.
Льговская Н. И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего
возраста – М. АЙРИС-пресс 2007.
12.
Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники – М.
2002.
13.
Погребинская М. Музыкальные скороговорки – Издательство «Композитор» СанктПетербург 2007.
14.
Поляковой О. Программа эстрадного коллектива «Глобус» Москва.
15.
Поплянова Е. Уроки господина канона. Веселые игры и всякая всячина для детей.
Методическое пособие. Учебное пособие - Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2009.
16.
Пчелкина Т. Диагностика и развитие музыкальных способностей. Дидактические игры на
занятиях с младшими школьниками – М. Чистые пруды 2006.
17.
Середа В. П. Каноны. Младшие классы – М. Издательство «Классика XXI» 2009.
18.
Смирнова М.Н. Мониторинг результативности образовательного процесса в эстрадной
вокальной студии «Цветные сны» - «Маршрутами профессионального роста» Сборник материалов по
итогам выставки «Аттестационные работы слушателей КПК» Выпуск 1. Санкт- Петербург 2014г.
19.
Франио Г. Роль в ритмике в эстетическом воспитании детей. Учебное пособие для детей
дошкольного и младшего школьного возраста – М. «Советский композитор» 1989.
20.
Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. Методическое
пособие. – М. АЙРИС-пресс 2007.
21.
Ядровской Ю. А. Программа «Студии эстрадного вокала» 2012г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».