1 Оглавление 2 Пояснительная записка Уровни программы Результаты освоения программы Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных задач Учебный план. Стартовый уровень (1 год обучения) Содержание учебного плана (1 год обучения, стартовый уровень). Учебный план. Стартовый уровень (2 год обучения) Содержание учебного плана (2 год обучения, стартовый уровень). Учебный план. Стартовый уровень (3 год обучения) Содержание учебного плана (3 год обучения, стартовый уровень). Учебный план. Стартовый уровень (4 год обучения) Содержание учебного плана (4 год обучения, стартовый уровень). Учебный план. Базовый уровень(5 год обучения) Содержание учебного плана (5 год обучения, базовый уровень) Учебный план. Базовый уровень(6-8 год обучения) Содержание учебного плана (6 год обучения, базовый уровень) Содержание учебных тем седьмого года обучения (базовый уровень) Содержание учебных тем восьмого года обучения (базовый уровень) Учебный план. Продвинутый уровень (9-11 год обучения) Содержание учебного плана (9, 10, 11 года обучения, продвинутый уровень) Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение Формы подведения итогов реализации программы: Оценочные материалы Список литературы Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Мир танца»» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 ФЗ. - Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р). - СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41). - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р). - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций. - Устав МАОУ СОШ №113. Развитие технического прогресса и тотальная компьютеризация привела к тому, что наши дети просиживают перед мониторами и телевизорами. Дети забывают о радости движения, у них появляются новые заболевания, они не знают «вкуса» спортивных побед. Древняя индийская мудрость гласит: танец - это искусство, приносящее человеку здоровье. Назрела необходимость создания целостной системы работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, что подтверждается введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Одна из проблем педагогики современной школы – создание благоприятных условий для привлечения обучающихся к занятиям физической культурой и спортом. Добиться положительных результатов можно путем использования новых, нестандартных форм обучения. Одним из эффективных средств сохранения и укрепления здоровья школьников, на наш взгляд, является ритмика, хореография. Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу. Систематические занятия хореографией способствуют формированию у воспитанников общей и эстетической культуры, развитию танцевальных, музыкальных и творческих способностей. Актуальность программы состоит в том, что детская хореография является одним из действенных средств приобщения подрастающего поколения к богатству танцевального и музыкального творчества. Так как хореография является неотъемлемой частью народного наследия и несет в себе неповторимый отпечаток каждого народа, сохранение 3 богатства и традиций детского танцевального искусства, создает необходимые условия для полноценного развития личностного потенциала ребенка. Школьный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Мы не сделаем открытия, утверждая, что двигательная активность, в том числе ритмика, способствуют гармоничному развитию ребёнка. Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию. Эффективность — в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают особенностям школьников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. Хореография таит в себе огромное богатство для успешного художественнонравственного воспитания, она сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, но и приносит радость, как исполнителю, так и зрителю. Трудолюбие, терпение, упорство в достижении результата, уверенности в себе, самостоятельность, открытость, помощь и взаимовыручка, общение друг с другом – ведущие моменты в процессе обучения. На занятиях по хореографии можно научить хорошим манерам, вежливому обращению, красивой походке, грации и изяществу. Но танец служит не только красоте. Благодаря постоянным упражнениям он развивает мышцы, придаёт гибкость и эластичность корпусу, а также способствует снятию стресса в организме. Одна из основных задач педагога - выявление и развитие творческой индивидуальности каждого учащегося. Данная программа содержит несколько разделов: ритмика, детский танец, элементы классического танца, элементы народного танца, элементы современных танцевальных стилей, культурно-национальная хореография и в мире танцев. При составлении программы использован опыт ведущих специалистов хореографии, учтены современные тенденции. Автором программы использовалась методическая литература, базовые программы, личный опыт работы. Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам: «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями. Учащиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы. 4 «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений. Самая тесная взаимосвязь прослеживается между ритмикой и физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Начинаясь с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок имеет конкретную цель — тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия, физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.Каждый танец имеет определенные исторические корни и географическое происхождение.Также педагогическая целесообразность направлена на приобщение каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной жизни, улучшении своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Благодаря систематическому образованию и воспитанию ребенок приобретает эстетическую и танцевальную культуру, развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию хореографического искусства, формируется чувства ответственности в исполнении своей индивидуальности в коллективном процесс (общий танец), проявляется творческий потенциал при выполнении индивидуальных партий постановочном процессе при создании танцевального номера. Программа даёт возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области танцевального искусства. Доказано, что занятия под музыку для детей имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н.А.Бернштейна, В.М.Бехтерева, методика М.Фильденкрайза и др.). В то же время, движения под музыку являются для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию. Ритмика включает в себя упражнения, игры и танцы, которые помогают воспитывать музыкальное восприятие детей, совершенствовать их движения и развивать их способность творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Кроме того, каждое из них имеет свою специальную задачу: одно помогает в усвоении определенного двигательного навыка; другое направляет внимание детей на отражение той или иной особенности музыки, ее характера, темпа, динамики и других средств музыкальной выразительности: формируется метроритмический слух; движения используются согласно построению музыкального произведения (части, фразы, вступления); развивается творческая активность ребенка; развивается пластичность, свобода движений, улучшается осанка и координация движений. 5 Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в движениях, накапливается опыт взаимодействия с окружающими, создаются условия для позитивно направленного самопознания, самоопределения в здоровом образе жизни, творческой самореализации. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку,- тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка, и возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Делая вывод можно сказать, что данная программа дает возможность учащимся самоопределиться через реализацию способностей, через создание собственного продукта (танец, композиция) - Комплексный подход к организации занятий с учащимися обеспечивает укрепление их физического и психического здоровья, положительную социализацию ребенка. - Занятия по данной программе способствуют развитию таких качеств личности, как трудолюбие, самоконтроль, выносливость, терпение, самостоятельность, ответственность за результат своей деятельности. - Занятия и коллективные выступления с танцами перед зрителями воспитывают у учащихся чувство ответственности за общее дело, чувство дружбы и товарищества. Практическая значимость программы заключается в том, что изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает развить те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций. Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние и на физическое развитие ребенка. Направленность программы: художественная. Содержание данной программы направлено на: создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающегося к общечеловеческим ценностям; интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка; создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой 6 самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему отечественной и национальной культур; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Уровни программы: 1) Стартовый уровень – начальные навыки исполнения элементов танца -7 – 10 (11) лет (1-4 год обучения) . 2) Базовый уровень - базовые навыки исполнения элементов танца – 11 – 14 (15) лет (58 год обучения). 3) Продвинутый уровень - продвинутые навыки исполнения элементов танца – 15 – 17 (18) лет (9-11 год обучения). Стартовый уровень предполагает обеспечение обучающихся общедоступными и универсальными формами организации сложность предлагаемых заданий, приобретение умений и навыков по партерному и народному экзерсису. Базовый уровень предполагает углубленное самостоятельно применять и комбинировать при выполнении творческих заданий. Продвинутый уровень предполагает сотворчество педагога и ребенка на основе индивидуальных образовательных планов. Форма обучения: очная. Основная цель программы – создание условий для эстетического развития, сохранения и укрепления психологического и физического здоровья обучающихся. Для осуществления поставленной цели необходимо решать следующие задачи. Учебно – музыкальные задачи: - дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности; - опираться в обучение на основные принципы педагогики; - научить взаимосвязи музыки и движения; - научить детей мыслить, слушать и слышать педагога, уметь исправлять неточности в исполнении; - привить детям любовь к танцу, формировать их танцевальные способности (музыкально- двигательные, художественно – творческие). Развивающие задачи: - развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку; - развивать танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве; - пробуждать фантазию, способность к импровизации; - развивать артистизм, умение исполнять ролевые танцы. Воспитательные задачи: 7 - воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов; - сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества; формировать устойчивую мотивацию к занятиям физическими упражнениями; - принимать участие в концертной жизни школы. Для достижения цели, задач и содержании программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы: - принцип формирования у детей художественного восприятия через танец; - принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы; - принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность. Принципы дидактики: - принцип развивающегося и воспитывающего характера обучения; - принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства; - принцип движения от простого к сложному, как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов народного танца; - принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа; - принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся; - принцип доступности и посильности; - принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания во внеурочной деятельности, в учебных целях. Результаты освоения программы Личностные: определять смысл влияния занятий ритмикой на здоровье человека; активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей. Регулятивные: ставить учебные задачи в соответствии с предполагаемой деятельностью; составлять план и последовательность действий для достижения результата; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; технически правильное выполнение двигательных действий. Предметные: выполнение ритмических комбинаций; развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки); 8 развитие чувства ритма, умения согласовывать музыку и движения. характеризовать музыкальное произведение, Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных задач: проведение открытых уроков для родителей; организация танцевальных конкурсов; участие в праздничных программах, концертах; проведение итогового занятия в конце учебного года. мониторинг физических данных педагогическое наблюдение самостоятельная работа опрос беседа мастер классы творческие мастерские Периодичность и продолжительность занятий Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Учебная нагрузка на одного обучающегося составляет 6 академических часов в неделю. 9 № Учебный план Стартовый уровень (1 год обучения) Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/контроля Всего Теория Практика 1 1 2 История хореографического искусства. Постановка корпуса. 8 2 6 3 Разогрев 7 2 5 4 Партерный экзерсис 40 20 20 Наблюдение,мониторинг физических данных, открытый урок 5 Растяжка 10 2 8 Наблюдение, беседа 6 Элементы танца 47 17 30 Открытые уроки для родителей. Наблюдение, открытый урок, проведение итогового занятия в конце учебного года. 7 Танцевальные композиции 49 12 37 8 Постановочнорепетиционная работа 60 10 50 Наблюдение, творческие проекты. Отчетный концерт в конце года. Концерты,конкурсы, открытые уроки. Выступления на праздниках. Итого 222 66 156 1 народного Беседы, опрос Наблюдение, практические задания,беседы Беседы, мониторинг физических данных Содержание учебного плана (1 год обучения, стартовый уровень). 1. История хореографического искусства. Истоки хореографического искусства. Знакомство с выдающимися балетмейстерами, танцорами, танцевальными коллективами. 2. Постановка корпуса. Упражнения на укрепление осанки. 10 Позиции рук: на поясе, первая, вторая позиции. Позиции ног: шестая, свободная первая, вторая. 3. Разогрев. Ритмические хлопки. Повороты и наклоны головы. Наклоны корпуса. Складочка. Demi plie по шестой позиции. Passe. Passe с demi plie. Releve. Battement tendu по шестой позиции. Battement tendu по шестой позиции с Demi plie. Марш с высоко поднятыми коленами с прямыми руками. Марш в повороте по 4 четверти. Марш в повороте по 2 четверти. Танцевальный шаг по кругу. Марш по кругу. Боковое Pas chosse. Подскоки. Бег: назад, с высоким подниманием колена. 4. Партерный экзерсис Сидя Работа стопы: клювики-утюжочки, по шестой позиции одновременно обе стопы, попеременно. Складочка. Battement tendu. Battement tendu с работой стопы. Уголок (одновременный подъём двух ног). Стрелочка (сгибание ног к себе, вытягивание вверх). Горка сидя (подъём бедёр наверх то же с подъёмом ноги). Клубочек – ниточка. Battement tendu jetes. На спине Горка лёжа. Relevelent на 90˚. Grand Battement. Берёзка (стойка на лопатках). Перевороты ног за голову. Devlepe. На животе Лодочка. Сфинкс. Лягушка. Корзиночка. Мостик. Солдатик. Прыжки Прыжки по шестой позиции. Прыжки из шестой во вторую позицию. Прыжки по шестой позиции по 4 четверти. Поджатые прыжки. Комбинация прыжки по шестой позиции с поджатыми ногами. Перескоки с ноги на ногу. Растяжки Шпагат. Мостик. Телефон. 11 5.Элементы народного характерного экзерсиса и движения народного танца. Постановка корпуса, постановка рук, шаг, бег, прыжки, поклон. Практика. Упражнение на середине зала: поклон; постановка корпуса; постановка рук в народном танце; ритмические упражнения; приседание и полуприседание. Упражнения по кругу: шаг, ходьба по кугу, на полупальцах; бег; марш; боковой галоп. Народно- танцевальные упражнения: совмещение метроритмических структур музыки и движения (элементарные движения + игровой момент; -боковой шаг с ритмом – хлопками; прыжки - в различных детских интерпретациях: зайки, медведи, обезьянки и т.д.; полька. 6.Танцевальные композиции Знакомство с элементами польки. Практика. Полька. Соло по кругу 7. Постановочно-репетиционная работа Теория. Как вести себя на сцене (внимательность). Практика. Танцевальные композиции: Матрешки, Сели куры на забор, Ивана-купала. № 1 2 Учебный план Стартовый уровень (2 год обучения) Формы аттестации/контроля Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Беседы, опрос История развития 1 1 народного танца. Наблюдение, практические Разогрев. 8 2 6 задания 12 3 Партерный экзерсис 30 5 25 Наблюдение, мониторинг физических данных 4 Прыжки 10 3 7 Наблюдение, мониторинг физических данных 5 6 Растяжки Элементы народного танца 8 35 3 10 5 25 Наблюдение, беседы Открытые уроки, Наблюдение, мониторинг физических данных 7 Элементы классического танца 35 10 25 Наблюдение, мониторинг физических данных, уроки, проведение итогового занятия в конце учебного года. 8 Танцевальные комбинации. 45 12 33 9 Постановочнорепетиционная работа 50 15 35 Итого 222 61 161 Проведение итогового занятия в конце учебного года, открытые уроки Открытые уроки для родителей. Конкурсы. Участие в праздничных программах, концертах Содержание учебного плана (2 год обучения, стартовый уровень). 1. История развития народного танца. Зарождение народного танца. Знакомство с культурой народного танца разных национальностей. Знакомство с коллективами народного танца. 2. Разогрев. Ритмические хлопки. Повороты и наклоны головы. Наклоны корпуса. Складочка. Demi plie по шестой позиции. Passe. Passe с demi plie. Releve. Battement tendu по шестой позиции. Battement tendu по шестой позиции с Demi plie. Марш с высоко поднятыми коленами с прямыми руками. Марш в повороте по 4 четверти. Марш в повороте по 2 четверти. Танцевальный шаг по кругу. Марш по кругу с разворотом. Боковое Pas chosse. Подскоки с pice. Подскоки с прыжком. Подскоки с перескоком. Бег: назад, с высоким подниманием колена. 3. Партерный экзерсис Сидя: Работа стопы: клювики-утюжочки, по шестой, первой позиции одновременно обе стопы, попеременно. Складочка. Battement tendu по шестой, первой позиции. Battement tendu с работой стопы. Уголок (одновременный подъём двух ног). Стрелочка (сгибание ног к себе, вытягивание вверх). Горка сидя (подъём бедёр наверх, то же с подъёмом ноги). Клубочек – ниточка. Battement tendu jetes по шестой, первой позиции. На спине: Горка лёжа. Relevelent на 90˚ по шестой, первой позиции. 13 Grand Battement. Берёзка (стойка на лопатках). Перевороты ног за голову. Devlepe. Отведение ноги в сторону по первой позиции. На животе: Лодочка. Сфинкс. Лягушка. Корзиночка. Мостик. Солдатик. Battement tendu назад. Grand Battement. 4. Прыжки Прыжки по шестой позиции. Sote по свободной первой позиции. Прыжки из шестой во вторую позицию. Прыжки по шестой позиции по 4 четверти. Поджатые прыжки. Комбинация прыжки по шестой позиции с поджатыми ногами. Перескоки с ноги на ногу. 5. Растяжки Шпагат. Мостик. Телефон. 6. Элементы народного танца Элементы русского народного танца. Позиции рук (раскрывание, закрывание) и ног. Поклоны. Притопы, перетопы. Простой бытовой шаг: вперёд с каблука, с носка. Простой русский шаг: назад через полупальцы на всю стопу, с притопом и продвижением вперёд, то же с продвижением назад. Боковой шаг: на всей стопе, на полупальцах по прямой позиции, гармошечка, ёлочка, припадания, боковые прескоки с ноги на ногу. Бег на месте с продвижением вперёд, назад. Подскоки на месте с продвижение вперёд, назад. Верёвочка. Ковырялочка с двойным притопом, с тройным притопом. Ключ простой, с переступанием. 7. Элементы классического танца Позиции рук. Позиции ног. Demi plie. Grand plie. Battement tendu вперёд, в сторону. Battement tendu jetes вперёд, в сторону. d-round de jamber partter. Sur le con-de pied u passe. Battement soutenu на 45˚ Relevelent на 45˚ Allegro: sote по первой, по второй позиции. 14 Pas польки. Pas balanse. Eshape из первой во вторую позиции. 8. Танцевальные комбинации. Постановка танцевальных комбинаций. Развитие выразительности в танце: мимика, осмысление сюжета. Репетиции. 9.Постановочно-репетиционная работа. № Учебный план Стартовый уровень (3 год обучения) Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/контроля Всего Теория Практик а 1 2 Разогрев Растяжка 1 8 2 1 6 3 Партерный экзерсис 40 10 30 4 Прыжки 12 2 10 5 Вращения 10 3 7 беседы, мониторинг физических данных 6 Элементы народного танца 32 4 28 Открытые уроки для родителей, мониторинг физических данных 7 Элементы классического танца 30 5 25 Открытые уроки для родителей, мониторинг физических данных 8 Танцевальные комбинации Движение в пространстве. Постановочнорепетиционная работа. 47 11 36 17 7 10 Открытые уроки, творческие мастерские, мастер классы беседы, опрос, наблюдение 25 10 15 Итого 222 54 168 9 10 Беседы, наблюдение Наблюдение ,мониторинг физических данных Открытые уроки, беседы, итоговый урок. беседы, мониторинг физических данных Участие в праздничных программах, концертах, конкурсах. Содержание учебного плана (3 год обучения, стартовый уровень). 1. Разогрев Ритмические хлопки. Повороты и наклоны головы. 15 Наклоны корпуса. Складочка. Demi plie по шестой позиции. Passe. Passe с demi plie. Releve. Battement tendu по шестой позиции. Battement tendu по шестой позиции с Demi plie. Марш с высоко поднятыми коленами с прямыми руками. Марш в повороте по 4 четверти. Марш в повороте по 2 четверти. Танцевальный шаг по кругу. Марш по кругу с разворотом. Боковое Pas chosse. Подскоки с pice. Подскоки с прыжком. Подскоки с перескоком. Бег: назад, с высоким подниманием колена. 2. Растяжка Шпагат. Мостик. Телефон. 3 Партерный экзерсис Сидя: Работа стопы: клювики-утюжочки, по шестой, первой позиции одновременно обе стопы, попеременно. Battement tendu по шестой, первой позиции. Battement tendu с работой стопы. Уголок (одновременный подъём двух ног). Стрелочка (сгибание ног к себе, вытягивание вверх). Battement tendu jetes по шестой, первой позиции. Demi rond. На спине: Горка лёжа. Relevelent на 90˚ по шестой, первой позиции. Grand Battement. Берёзка (стойка на лопатках). Перевороты ног за голову. Devlepe. Отведение ноги в сторону по первой позиции. На животе: Лодочка. Сфинкс. Лягушка. Корзиночка. Мостик. Солдатик. Battement tendu назад. Grand Battement. 4. Прыжки Прыжки по шестой позиции. Sote по свободной первой позиции. Прыжки из шестой во вторую позицию. Прыжки по шестой позиции по 4 четверти. Поджатые прыжки. Комбинация прыжки по шестой позиции с поджатыми ногами. 16 Перескоки с ноги на ногу. 5. Вращения 6. Элементы народного танца Элементы русского народного танца. Позиции рук (раскрывание, закрывание) и ног. Поклоны. Притопы, перетопы. Простой бытовой шаг: вперёд с каблука, с носка. Простой русский шаг: назад через полупальцы на всю стопу, с притопом и продвижением вперёд, то же с продвижением назад. Боковой шаг: на всей стопе, на полупальцах по прямой позиции, гармошечка, ёлочка, припадания, боковые прескоки с ноги на ногу. Бег на месте с продвижением вперёд, назад.Подскоки на месте с продвижение вперёд, назад. Верёвочка. Ковырялочка с двойным притопом, с тройным притопом. Ключ простой, с переступанием. 7. Элементы классического танца Позиции рук. Позиции ног. Demi plie. Grand plie. Battement tendu вперёд, в сторону. Battement tendu jetes вперёд, в сторону. d-round de jamber partter. Sur le con-de pied u passe. Battement soutenu на 45˚ Relevelent на 45˚ Allegro: sote по первой, по второй позиции. Pas польки. Pas balanse. Eshape из первой во вторую позиции. 8. Танцевальные комбинации. Постановка танцевальных комбинаций. Развитие выразительности в танце: мимика, осмысление сюжета. Репетиции. 9. Движение в пространстве. 10. Постановочно-репетиционная работа. № 1 17 Учебный план Стартовый уровень (4 год обучения) Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/контроля Всего Теория Практика Беседы, наблюдение Разогрев 1 1 2 Партерный экзерсис 30 5 25 3 4 Прыжки Развитие мышц лица 18 20 4 5 14 15 5 Упражнения на дыхание 16 4 12 6 Этюды 28 4 24 7 Танцевальные композиции Постановочнорепетиционная работа. Итого 49 7 42 60 10 50 222 39 183 8 Наблюдение, открытые уроки, мониторинг физических данных беседы, наблюдение беседы, опрос, наблюдение, творческие мастерские беседы, опрос, наблюдение, творческие мастерские Открытые уроки, творческие мастерские, беседы Открытые уроки, творческие мастерские, беседы Участие в праздничных программах, концертах Содержание учебного плана (4 год обучения, стартовый уровень). 1. Разогрев: ритмические хлопки; повороты и наклоны головы; наклоны корпуса; деми плие (приседания и полу приседания); марш с высоко поднятыми коленями; марш в повороте по 4 четверти; бег назад с высоким подниманием колена; подскоки. 2. Партерный экзерсис: сидя: (работа стопы, «Складочка», «Уголок», «Горка сидя», «Клубочек-ниточка» батман тандю жете); на спине: («Горка лежа», «Березка»); на животе: («Лодочка», «Сфинкс», «Лягушка», «Мостик», «Солдатик»). 3.Прыжки: прыжки по шестой позиции; прыжки из шестой во вторую позиции; прыжки по шестой позиции по 4 четверти; комбинация прыжки по шестой позиции с поджатыми ногами. 4. Развитие мышц лица: «Разминка» упражнения для губ, носа, щек, бровей, глаз, нижней челюсти; «Маски» (живое лицо, улыбчивое, веселое, грустное, печальное, испуг, удивление, кокетство, ненависть). 5. Упражнения на дыхание. 6. Растяжки: «Шпагат»; «Мостик»; «Телефон». 7. Этюды: сюжетно переплясы. Элементы народного характерного экзерсиса и движения народного танца . 8.Танцевальные композиции 9.Постановочно-репетиционная работа 18 № 1 2 3 Учебный план Базовый уровень(5 год обучения) Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/контроля Всего Теория Практика Беседы, опрос Разогрев 1 1 Наблюдение, практические Экзерсис народного 19 4 15 задания танца Открытые уроки, беседы, Экзерсис классического 13 3 10 мониторинг физических танца данных Беседы, наблюдение 4 5 Вращения Прыжки 10 10 3 4 7 6 6 7 8 Растяжки Истоки джаза. 10 3 45 3 3 10 7 35 Наблюдение, мастерские 42 6 36 Участие в праздничных программах, концертах 10 3 7 Беседы, наблюдение 57 7 50 Участие в праздничных программах, концертах 222 46 176 Элементы современного танца Танцевальные комбинации. 10 Движение в пространстве. 11 Постановка танца. 9 Итого Открытые уроки, посещение мастер классов Беседы, наблюдение Беседы, опрос Содержание учебного плана (5 год обучения, базовый уровень) 1. Разогрев. Практика Повороты и наклоны головы. Наклоны корпуса. Demi plie по шестой позиции. Passe. Passe с demi plie. Releve. Passe с Releve. Battement tendu по первой позиции. Battement tendu по первой позиции с Demi plie. Avoиate. Марш с высоко поднятыми коленами с прямыми руками. Танцевальный шаг по кругу. Марш по кругу с разворотом. Боковое Pas chosse. Подскоки с pice. Подскоки с прыжком. Подскоки с перескоком. Бег: назад, с высоким подниманием колена. 19 творческие 2. Экзерсис народного танца Demi plie. Grand plie. Battement tendu. Battement tendu jetes. Balancoirs. Round de jamber partter ребром каблука около опорной ноги, носком или ребром каблука по полу в полуприседании на опорной ноге с остановкой в сторону или назад. Battement fondu на всей стопе, с подниманием на полупальцах, с наклоном корпуса в координации с движением руки. Подготовка к верёвочке: в открытом положении, с поворотом из открытого положения в закрытое положение и обратно. Battement developpe с двойным ударом каблуком опорной ноги в полуприседании, вперёд, в сторону и назад (плавное, резкое в координации с движением руки) Flic-flac с двумя мазками подушечкой работающей стопы с акцентом от себя: в прямом положении, в открытом положении вперёд, в сторону и назад. Grand Battement. Голубец. 3. Экзерсис классического танца Практика Позиции рук. Позиции ног. Demi plie. Grand plie. Battement tendu. Battement tendu jetes. d-round de jamber partter. Sur le con-de pied u passe. Battement soutenu на 45˚. Fondus. Grand battement. Developpes. Croise. Efface. Balances de Cote. Arabesque. Round de jamber partter. Relevelent на 45˚. Allegro: sote по первой, по второй позиции. Pas de Chat. Pas польки. Pas balanse. Eshape из первой во вторую позиции. Port de Bras. Pas de Bourrees 4. Вращения Практика. Chene. Pirouette en Dehors 5. Прыжки Практика. Sote по свободной первой позиции. Glissades. Pas de Chat. Echappe. Petit jete. 6. Растяжки Практика. Шпагат. Мостик. 7. Истоки джаза. 20 Теория. Корни возникновения джазового танца: фольклор, танцы Африки. Слияние «чёрного» и «белого» танцев. Школы джазового танца. 8. Элементы современного танца Arch. Bodi roll. Bounce. Contraction. Curve. Deep bodi bend. De gage. Hige. Hop. Jass hand.Jump. Kick. 9. Танцевальные комбинации. Постановка танцевальных комбинаций с использованием элементов современного танца. Самостоятельное придумывание комбинаций учащимися, анализ, корректировка. 10. Движение в пространстве. Упражнения на овладение пространством: прыжки, шаги, бег, повороты, наклоны в движении. 11. Постановка танца. Теория. Беседа о выборе танца (позволяет воспитанникам принять участие в формировании репертуара): тип, характер, сюжет, движения и т.д. Практика. Соединение танцевальных комбинаций. Репетиции. № 1 2 3 Учебный план Базовый уровень(6-8 год обучения) Название раздела, темы Количество часов Формы Всего Теория Практика аттестации/контроля Беседы, наблюдение Разогрев 1 1 Наблюдение, практические Экзерсис народного 28 8 20 задания танца Открытые уроки, беседы, Экзерсис классического 13 3 10 мониторинг физических танца 4 5 Вращения Прыжки 9 20 3 5 6 15 6 7 Растяжки 15 40 4 10 11 30 40 6 34 8 2 6 Наблюдение, беседы, творческие мастерские 48 3 45 участие в праздничных программах, концертах, беседы Элементы современного танца Танцевальные комбинации. 9 Движение в пространстве. 10 Постановка танца. 8 21 данных беседы, наблюдение Открытые уроки, посещение мастер классов беседы, наблюдение, опрос Наблюдение, творческие мастерские, мастер классы ,индивидуальные проекты Беседы, открытые уроки, мастер классы Итого 222 44 178 Содержание учебного плана (6-8 года обучения, базовый уровень) 1. Разогрев. Практика Повороты и наклоны головы. Наклоны корпуса. Demi plie по шестой позиции. Passe. Passe с demi plie. Releve. Passe с Releve. Battement tendu по первой позиции. Battement tendu по первой позиции с Demi plie. Avoиate. Марш с высоко поднятыми коленами с прямыми руками. Танцевальный шаг по кругу. Марш по кругу с разворотом. Боковое Pas chosse. Подскоки с pice. Подскоки с прыжком. Подскоки с перескоком. Бег: назад, с высоким подниманием колена. 2. Экзерсис народного танца Demi plie. Grand plie. Battement tendu. Battement tendu jetes. Balancoirs. Round de jamber partter ребром каблука около опорной ноги, носком или ребром каблука по полу в полуприседании на опорной ноге с остановкой в сторону или назад. Battement fondu на всей стопе, с подниманием на полупальцах, с наклоном корпуса в координации с движением руки. Подготовка к верёвочке: в открытом положении, с поворотом из открытого положения в закрытое положение и обратно. Battement developpe с двойным ударом каблуком опорной ноги в полуприседании, вперёд, в сторону и назад (плавное, резкое в координации с движением руки) Flic-flac с двумя мазками подушечкой работающей стопы с акцентом от себя: в прямом положении, в открытом положении вперёд, в сторону и назад. Grand Battement. Голубец. 3. Экзерсис классического танца Практика. Позиции рук. Позиции ног. Demi plie. Grand plie. Battement tendu. Battement tendu jetes. d-round de jamber partter. Sur le con-de pied u passe. Battement soutenu на 45˚. Fondus. Grand battement. Developpes. Croise. Efface. Balances de Cote. Arabesque. 22 Round de jamber partter. Relevelent на 45˚. Allegro: sote по первой, по второй позиции. Pas de Chat. Pas польки. Pas balanse. Eshape из первой во вторую позиции. Port de Bras. Pas de Bourrees 4. Вращения Практика. Chene. Pirouette en Dehors 5. Прыжки Практика. Sote по свободной первой позиции. Glissades. Pas de Chat. Echappe. Petit jete. 6. Растяжки Практика Шпагат. Мостик. 7. Элементы современного танца Arch. Bodi roll. Bounce. Contraction. Curve. Deep bodi bend. De gage. Hige. Hop. Jass hand.Jump. Kick. 8. Танцевальные комбинации. Постановка танцевальных комбинаций с использованием элементов современного танца. Самостоятельное придумывание комбинаций учащимися, анализ, корректировка. 9. Движение в пространстве. Упражнения на овладение пространством: прыжки, шаги, бег, повороты, наклоны в движении. 10. Постановка танца. Теория. Беседа о выборе танца (позволяет воспитанникам принять участие в формировании репертуара): тип, характер, сюжет, движения и т.д. Практика. Соединение танцевальных комбинаций. Репетиции. Содержание учебных тем седьмого года обучения (базовый уровень) 1. Разогрев. Практика Повороты и наклоны головы. Наклоны корпуса. Demi plie по шестой позиции. Passe. Passe с demi plie. Releve. Passe с Releve. Battement tendu по первой позиции. Battement tendu по первой позиции с Demi plie. Avoиate. Марш с высоко поднятыми коленами с прямыми руками. Танцевальный шаг по кругу. Марш по кругу с разворотом. Боковое Pas chosse. 23 Подскоки с pice. Подскоки с прыжком. Подскоки с перескоком. Бег: назад, с высоким подниманием колена. 2. Экзерсис народного танца Demi plie. Grand plie. Battement tendu. Battement tendu jetes. Balancoirs. Round de jamber partter ребром каблука около опорной ноги, носком или ребром каблука по полу в полуприседании на опорной ноге с остановкой в сторону или назад. Battement fondu на всей стопе, с подниманием на полупальцах, с наклоном корпуса в координации с движением руки. Верёвочка простая, двойная, простая и двойная с перетопами, простая и двойная с ковырялочкой, простая и двойная с подскоками на одной ноге, другая на щиколотке спереди или сзади. Три верёвочки и подскок с поджатыми ногами. Battement developpe с двойным ударом каблуком опорной ноги в полуприседании, вперёд, в сторону и назад (плавное, резкое в координации с движением руки) Flic-flac с двумя мазками подушечкой работающей стопы с акцентом от себя: в прямом положении, в открытом положении вперёд, в сторону и назад. Grand Battement. Голубец. Ключ. Ключ с двойным ударом. Три дробные дорожки с заключительным ударом. 3. Экзерсис классического танца Практика Позиции рук. Позиции ног. Demi plie. Grand plie. Battement tendu. Battement tendu jetes. Battement tendu degage. Battement Frappes. d-round de jamber partter. Sur le con-de pied u passe. Battement soutenu на 45˚. Fondus. Grand battement. Developpes. Croise. Efface. Balances de Cote. Arabesque. Round de jamber partter. Relevelent на 45˚. Allegro: sote по первой, по второй позиции. Pas de Chat. Pas польки. Pas balanse. Eshape из первой во вторую позиции. Port de Bras. Pas de Bourrees. 4. Вращения 24 Практика Chene. Pirouette en Dehors. Pirouette en Dedans. Fouette. 5. Прыжки Практика Sote. Glissades. Pas de Chat. Echappe. Petit jete. Pas assemble. 6. Растяжки Практика Шпагат. Мостик. 7. Элементы современного танца Arch. Bodi roll. Bounce. Contraction. Curve. Deep bodi bend. De gage. Hige. Hop. Jass hand.Jump. Kick. A la seconde. Allonge. Arronde. Battement aveloppe. Battement developpe. Drop. Flat back. Flat step. Flex. Свинг. 8. Танцевальные комбинации. Постановка танцевальных комбинаций с использованием элементов современного танца. Самостоятельное придумывание комбинаций учащимися, анализ, корректировка. 9. Движение в пространстве. Упражнения на овладение пространством: прыжки, шаги, бег, повороты, наклоны в движении. 10. Постановка танца. Теория Беседа о выборе танца (позволяет воспитанникам принять участие в формировании репертуара): тип, характер, сюжет, движения и т.д. Практика Соединение танцевальных комбинаций. Репетиции. Содержание учебных тем восьмого года обучения (базовый уровень) 1. Разогрев. Практика Повороты и наклоны головы. Наклоны корпуса. Demi plie по шестой позиции. Passe. Passe с demi plie. Releve. Passe с Releve. Battement tendu по первой позиции. Battement tendu по первой позиции с Demi plie. Avoиate. Марш с высоко поднятыми коленами с прямыми руками. Танцевальный шаг по кругу. 25 Марш по кругу с разворотом. Боковое Pas chosse. Подскоки с pice. Подскоки с прыжком. Подскоки с перескоком. Бег: назад, с высоким подниманием колена. 2. Экзерсис народного танца Demi plie. Grand plie. Battement tendu. Battement tendu jetes. Balancoirs. Round de jamber partter ребром каблука около опорной ноги, носком или ребром каблука по полу в полуприседании на опорной ноге с остановкой в сторону или назад. Battement fondu на всей стопе, с подниманием на полупальцах, с наклоном корпуса в координации с движением руки. Верёвочка простая, двойная, простая и двойная с перетопами, простая и двойная с ковырялочкой, простая и двойная с подскоками на одной ноге, другая на щиколотке спереди или сзади. Три верёвочки и подскок с поджатыми ногами. Battement developpe с двойным ударом каблуком опорной ноги в полуприседании, вперёд, в сторону и назад (плавное, резкое в координации с движением руки) Flic-flac с двумя мазками подушечкой работающей стопы с акцентом от себя: в прямом положении, в открытом положении вперёд, в сторону и назад. Grand Battement. Голубец. Ключ. Ключ с двойным ударом. Три дробные дорожки с заключительным ударом. 3. Экзерсис классического танца Практика Позиции рук. Позиции ног. Demi plie. Grand plie. Battement tendu. Battement tendu jetes. Battement tendu degage. Battement Frappes. d-round de jamber partter. Sur le con-de pied u passe. Battement soutenu на 45˚. Fondus. Grand battement. Developpes. Croise. Efface. Balances de Cote. Arabesque. Round de jamber partter. Relevelent на 45˚. Allegro: sote по первой, по второй позиции. Pas de Chat. Pas польки. Pas balanse. Eshape из первой во вторую позиции. Port de Bras. Pas de Bourrees. 4. Вращения 26 Практика Chene. Pirouette en Dehors. Pirouette en Dedans. Fouette. 5. Прыжки Практика Sote. Glissades. Pas de Chat. Echappe. Petit jete. Pas assemble. 6. Растяжки Практика Шпагат. Мостик. 7. Элементы современного танца Arch. Bodi roll. Bounce. Contraction. Curve. Deep bodi bend. De gage. Hige. Hop. Jass hand.Jump. Kick. A la seconde. Allonge. Arronde. Battement aveloppe. Battement developpe. Drop. Flat back. Flat step. Flex. Свинг. 8. Танцевальные комбинации. Постановка танцевальных комбинаций с использованием элементов современного танца. Самостоятельное придумывание комбинаций учащимися, анализ, корректировка. 9. Движение в пространстве. Упражнения на овладение пространством: прыжки, шаги, бег, повороты, наклоны в движении. 10. Постановка танца. Теория Беседа о выборе танца (позволяет воспитанникам принять участие в формировании репертуара): тип, характер, сюжет, движения и т.д. Практика Соединение танцевальных комбинаций. Репетиции. 27 № 1 2 3 4 Учебный план Продвинутый уровень (9-11 год обучения) Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/контроля Всего Теория Практика Разогрев 14 14 Наблюдение, беседы Народный танец 14 1 13 Открытые уроки, творческие мастерские Классический танец 18 3 15 Наблюдение, открытые уроки, мониторинг физических данных Элементы современного 30 5 25 Открытые уроки, мастер танца классы, мониторинг физических данных 5 6 Вращение Растяжка 24 20 4 20 20 7 Танцевальные комбинации Постановочнорепетиционная деятельность 37 2 35 65 10 55 Итого 222 25 197 8 Наблюдение, беседа Самостоятельное оценивание, наблюдение Выступление, творческие мастерские. Наблюдение, творческие проекты, самостоятельная работа ,участие в праздничных программах, концертах Содержание учебного плана (9, 10, 11 года обучения, продвинутый уровень) 1.Народный танец 2.Классический танец 3. Современный танец 4. Вращение 5. Растяжка 6.Танцевальные комбинации 7.Постановка танца Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. Любой танец воздействует на зрителя лишь тогда, когда искусство танцовщика основывается на выразительном, а не механическом жесте, реалистическом, а не абстрактном действии. Следовательно, в учебной работе надо подвести учащихся к тому, 28 чтобы они стремились выполнять каждое движение не только технически грамотно и физически уверенно, но и творчески увлеченно, музыкально. Методика учебно – воспитательной работы не может быть единой для всех творческих объединений, так как коллективы отличаются друг от друга творческим направлением, численностью, возрастным составом, интеллектуальным уровнем учащихся. Метод работы по данной программе предполагает: Поэтапное, вариативное обучение детей. Присутствие игрового момента на первоначальном этапе обучения. Поиск интересного музыкального материала. Творческий подход к работе. Освоение элементов программы происходит постепенно и от опыта и интуиции педагога зависит, когда и насколько усложнить движение. Необходимо выбирать оптимальный режим усложнения, опираясь на индивидуальные и возрастные особенности учащихся. В целях создания положительной мотивации необходимо использовать игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых. В процессе освоения программы необходимо использовать следующие методы разучивания танцевальных движений: метод разучивания по частям (движение делится на простые части и каждая часть разучивается отдельно); целостный метод разучивания (заключается в разучивании движения целиком, в замедленном темпе); метод временного упрощения движения (сложное упражнение сводится к простой структуре и разучивается в таком виде, затем движение постепенно усложняется, приближаясь к законченной форме). Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Помещение (балетный зал не менее 56 кв.м. половое покрытие деревянное). Музыкальное сопровождение – аккомпанемент фортепиано. Использование аудио и видео аппаратуры. Коврики для занятий на полу. Информационное обеспечение: Шумовые инструменты для ритмических упражнений (ложки, трещетки, бубны.) Демонстрационные материалы: схемы позиций ног, рук, рисунки народных костюмов. Кадровое обеспечение: Концертмейстер - аккомпанемент фортепиано. Формы аттестации Способы проверки результатов освоения программы: Отслеживание результатов проводится разными способами: 29 наблюдение, личные результаты кружковцев Формы подведения итогов реализации программы: Процедурами промежуточной аттестации учащихся являются: открытые уроки для родителей; участие в фестивалях, конкурсах и концертах. Процедурами итоговой аттестации учащихся являются: • открытые уроки для родителей; • участие в фестивалях, конкурсах и концертах. Процедурами итоговой аттестации учащихся являются: • отчетный концерт в конце учебного года. Формы фиксации результатов: ведение журнала учёта работы кружка, грамоты. Критерии оценки результативности освоения программы: фото и видеозапись; концерты, конкурсы и фестивали. Оценочные материалы Пакет диагностических методик, позволяющих определить обучающимися планируемых результатов. Фонд оценочных средств программы предполагает их дифференциацию по принципу уровней сложности. Диагностика охватывает предметные, метапредметные, личностные результаты и качества исполнительской деятельности. Критерии диагностики по программе (посредством наблюдения педагога): • Мотивы деятельности – социальные или познавательные (есть/нет); • Музыкальность и ритмичность (высокий, средний, низкий уровень); • Координация (высокий, средний, низкий уровень); • Пространственная ориентация (высокий, средний, низкий уровень); • Предметные результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (высокий, средний, низкий уровень); • Старание и прилежание (высокий, средний, низкий уровень). Социальная активность и достижения обучающихся оцениваются посредством анализа их участия в творческих мероприятиях (конкурсы, концерты, праздники и проч.). Итогом реализации данной программы является освоение базовых основ народной хореографии, приобщение к народной культуре, социализация в коллективе. Методические материалы Особенности организации образовательного процесса Программа представлена по годам обучения, в течение которых детям разного возраста следует усвоить определенный минимум знаний, умений, навыков и сведений по танцу. Содержание программы строится на приоритетном использовании игровых методов и приемов, которые обеспечивают ситуацию успеха для каждого ребенка, что способствует интеллектуальному, индивидуальному и эмоциональному 30 развитию. Методы обучения: Для повышения интереса занимающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, применяются разнообразные формы и методы проведения занятий. Например, метод показа, метод направленного прочувствования двигательного действия (или метод упражнения), методы объяснения и беседы и проч. – словесные, наглядные и практические методы. Формы организации образовательного процесса: фронтальная, индивидуальногрупповая и групповая. Формы проведения занятий. Программа содержит следующие формы занятий: • азбука музыкального движения (разминка); • элементы сценического и народного танцев; • танцевальные композиции (народного, классического и современного танца); • репетиционная и постановочная работа; • концертная деятельность. Список литературы 1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. / К.А.Абульханова-Славская. – Москва: Мысль, 1991 – 299с. Андреева Ю. Танцетерапия. - СПб.: "Издательство "ДИЛЯ", 2005 2. Базарова Н.П. Азбука классического танца / Н. Базарова, В. Мей – Москва : Книга по требованию, 2012 – 106с. 3 Базарова Н.П. Классический танец: Методика четвертого и пятого годовобуч ения / Н.П. Базарова. – Санкт-Петербург: Искусство, 1984 – 199с. 4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений./ А.С. Белкин - Москва: Издательский центр «Академия», 2000 – 27. 5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Книга для учителя. Белкин. – Москва: Просвещение, 1991 – 170с. 6. Бочкарева Н. И. Русский народный танец: теория и методика: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. / Н.И. Бочкарева. – Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2006 – 179с. 7. Ваганова А.Я. Основы классического танца. 6-е изд. /А.Я. Ваганова. – СПб: Просвещение, 2000 –147с. 8. Галажинский, Э. В. Системная детерминация самореализации личности /Э.В. Галажинский. Автореф. дисс. ... ученой степени д.псх.н. – Барнаул: БГПУ, 2002 - 43с. 9. Есаулов И. Г. Устойчивость и координация в хореографии./И.Г. Есаулов. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992 – 136с. 10. Коростылева Л. А. Проблема самореализации личности в системенаук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности /Под.ред. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб: ЦИБКО, 1997 С.3–15. 11. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. /В. Костровицкая, А. Писарев – Л.: Искусство, – 1976 – 260с. 31 12. Кох И. Э. Основы сценического движения. / И.Э. Кох. – Л.: «Искусство», 1970 – 566с. 13. Крупнов А.И. Психологическая структура образований и свойств личности // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 2 - М.: Уникум-Центр, 2004 – С. 3-5. 14. Кудинов С. И. Функционально-стилевой подход самореализации личности. Наука. Образование. Практика [Текст]: Сборник материалов региональной научно-практической Уфа: Восточный университет, 2007 – С. 37–41. 15. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982 - С. 108-117. 16. Методическая разработка к программе по народному танцу для ДШИ –М.; Министерство культуры РФ 2008 г. 17. Немеровский А. Б. Пластическая выразительность актера: Учебное пособие. /А.Б. Немеровский – М.: Искусство, 1987 - 191с. 18. Рубштейн Н. Психология танцевального спорта или что нужно знать, чтобы стать первым. /Н.Рубштейн – М., 2000 – 126с. 19. Тарасов Н.И. Классический танец: школа мужского исполнительства: пособие. / Н.И. Тарасов – СПб.: Лань, 2005.- 263с. 20. Уральская В.И. Рождение танца / В.И. Уральская. 1982 - 43с. 21. Формирование репертуара. Методические рекомендации ОЦНТ 2004 г. 32